goszakaz2024

helirus2024

ctt expo2024

vphr2024

rosmold plast2024

eltrans2024

army2024

termoob2024

sp tr expo2023

elrus 2024

biot expo2024

Инженер – профессия творческая

litvinovМашины должны работать.
Люди должны думать.
(принцип IBM)

В современных условиях интеллектуальный потенциал населения – наряду с демографическим, территориальным, сырьевым, технологическим параметрами того или иного общества – является важнейшим основанием его прогрессивного развития. Ряд аналитиков утверждает, что в настоящее время можно говорить о глобальном интеллектуальном переделе мира, означающим жесткую конкурентную борьбу отдельных государств за преимущественное обладание интеллектуально одаренными людьми – потенциальными носителями нового знания. В этих условиях особый интерес  представляет вопрос  подготовки инженерных кадров.

Как известно, мышление является главной интеллектуальной составляющей, наряду с развитой памятью, вниманием и творческим воображением. Посредством разума, мышление синтезирует результаты познания, создает новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знания.  Успешность восприятия мышления зависит, прежде всего, от осознания его важности в качестве практического средства решения стоящих задач. Одновременно имеют значение и используемые методы обучения. Мышление – это продукт мозга, а мозг – это материальный носитель мышления. «Мышление является особо сложной формой психической деятельности, возникающей лишь в тех случаях, при которых задача требует предварительного анализа и синтеза ситуации и нахождения специальных вспомогательных операций, с помощью которых она может быть разрешена», – утверждал академик А. Р. Лурия в своей работе «Высшие корковые функции человека». Именно биологически развитый мозг является основой интеллекта. Интеллектуальные возможности нашего мозга ограничены только усилиями, затраченными нами (!) на расширение этих возможностей. Например, развитие взаимодействия полушарий мозга на физиологическом уровне, увеличивает эффективность мозга в несколько раз.
Самостоятельное развитие индивидуальных интеллектуальных способностей способствовало успеху многих ingener5известных ученых.  Например, потрясающим умением обладал Никола Тесла:  в своем воображении он строил трехмерные образы сложнейших машин с точностью до мельчайших деталей и затем заставлял эти машины работать у себя в голове. Он «запускал» их, а потом «забывал» о них на несколько недель. «Машины» вне сознания Тесла продолжали работать у него в голове, и по истечении некоторого времени он опять «вспоминал» о них и тщательно проверял все компоненты на предмет износа. Как утверждал Альберт Эйнштейн: «Воображение – это все!». Научно доказано, что при визуализации объекта  в мозгу происходит активация одних и тех же областей, что и при реальном наблюдении. Наш мозг не способен отличать реальную информацию от представляемой.
Знаменитый кораблестроитель ХIХ века, главный инженер и управляющий  Галерной верфью в Петербурге Петр Акиндинович Титов по происхождению был из рязанских крестьян. Не закончив даже сельской школы, он исключительно по интуиции вычерчивал  обводы судов, задавал размеры отдельных частей  корабля.  Когда А. Н. Крылов, будущий академик и знаменитый кораблестроитель, рассчитывал  какие-то элементы судна,  П. А. Титов говорил ему: «Да, мичман, твоя формула верная» и показывал  ему свои чертежи, полностью  соответствующие расчетам А. Н. Крылова. За год до смерти он участвовал в анонимном конкурсе  на проектирование броненосцев. Когда расшифровали девизы, комиссия была потрясена тем, что две высшие премии достались русскому самородку!
Выдающийся авиаконструктор академик Александр Александрович Микулин обладал удивительной способностью: без использования  каких-либо измерительных приборов, он мог точно по заданному размеру нарисовать круг или линию определенной длины. Известно, что мозг располагает специализированными нейронами-детекторами, которые от природы настроены на восприятие и переработку только определенной информации: движения, длины (настроены на восприятие отрезков и линий определенной длины), контраста, новизны (запрограммированы на реакции только на новую информацию), пространственной ориентации.
Сэр Генри Ройс, основатель и главный конструктор фирмы «Rolls-Royce», отучился в школе всего один год. Все свои знания он приобрел путем самообразования.
ingener1Современный изобретатель доктор Йосиро Накамацу является автором более чем двух тысяч запатентованных изобретений, среди которых  есть такие, как дискета, жесткий диск и электронные цифровые часы. Для проведения сеанса «мозгового штурма», он погружается в бассейн и долго находится под водой, записывая на специально разработанном для этой цели плексигласовом планшете все возникающие при этом идеи. Такой «эффект ныряльщика», за счет активизации кровотока и развития системы кровоснабжения мозга, улучшает кровообращение головного мозга, в результате чего активизируются те участки мозга, которые обычно не участвуют в общей работе из-за недостатка кровоснабжения. Кроме того, замедляется непрерывный процесс отмирания нейронов, а значит и межнейронных связей, и этот процесс можно даже обратить вспять.
Современная система среднего и высшего образования озабочена тем, чтобы дать обучающимся некоторую базовую сумму знаний. Однако сегодня уже недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала и выработать навыки манипулирования с ним; полученные знания устаревают уже к моменту окончания ВУЗа. Главной целью обучения должно стать приобретение обобщающих стратегий, нужно учить учиться! Как утверждал американский писатель XIX века Ральф Эмерсон: «То, чему мы учились в школах и университетах, – не образование, а только способ получить образование». Конечно, каким-то объемом знаний необходимо овладеть  даже при самых прогрессивных методах обучения. Сегодня ни на одном этапе образования будущих специалистов не учат специальным приемам мышления, запоминания и воспроизведения информации, умению концентрировать внимание, приемам развития творческого мышления. Сегодня, когда ВУЗы действуют в строгих рамках утвержденных методик обучения и формах отчетности, внедрить какие-то образовательные инновации в подготовку специалистов невозможно. Остается надеяться на осознанную необходимость повышения профессионального уровня  самими специалистами и, частично, на структуры, занимающиеся повышением профессиональной квалификации.    Мышление современного инженера формируется на объеме полученных в ВУЗе профессиональных знаний и действии, на научном мышлении, развитом в ходе многолетней практики и знаний, полученных в целях повышения профессионального уровня. Но, этого уже явно недостаточно. Особенно, если речь идет о так называемых «прорывных технологиях», требующих нестандартных и новаторских решений.

ingener2

В подготовке современных инженерных кадров необходимо сделать упор на развитие индивидуальных интеллектуальных способностей. Именно биологически развитый мозг является основой интуитивного мышления и инсайта («творческого озарения»), являющегося формой творческого мышления и  проявляющегося  во внезапном усмотрении сути проблемной ситуации. Интуиция – это способность получать или воспринимать информацию, недоступную пяти органам чувств. Именно интуицию Акио Морита (корпорация «Sony») называет главной составляющей творческого мышления, краеугольным камнем технологических инноваций и разработки новых товаров. Согласно проведенным исследованиям, творческие личности в 2 - 3 раза чаще используют свою интуицию, нежели другие. Особое внимание необходимо уделять развитию дивергентного мышления, основанного на стратегии генерирования множества решений одной-единственной поставленной задачи. К такому типу мышления относится творчество. Творческое мышление возможно только в том случае, если  человек способен преодолеть  привычные традиционные установки. При этом развивается гибкость мышления, т.е. способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию.  Чрезвычайно важна способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки. Необходимо также научить современного инженера  эффективным приемам запоминания, хранения, воспроизведения и увязывания информации, способам концентрировать внимание на решаемой проблеме.  

ingener3

Развитие математического (логического), лингвистического (вербального), пространственного, и даже  музыкального видов интеллекта в их единстве, позволяет перейти на более высокий уровень мышления. Например, развитый логический интеллект не только усиливает способность вызывать из памяти нужную информацию, но и является составляющей дивергентного мышления и основой аналитического мышления. Тот, кто силен в лингвистических тестах, также хорошо справляется и с решением  математических задач. Лингвистический интеллект  связан с другими критериями умственных способностей, такими, как умение манипулировать цифрами, мысленно вращать трехмерные объекты и выполнять логические операции. К пространственному интеллекту, являющегося уникальной формой интеллекта, относится способность видеть, как располагаются в пространстве предметы и способность мысленно переворачивать фигуры. Музыка, подобно речи или математической логике, активизирует работу мозга, влияет на развитие многих психических функций: мышления, памяти, внимания, творческого воображения. Обучение специальным приемам запоминания, сохранения и воспроизведения информации, рассматривать различные информационные составляющие в их взаимосвязи, а также приемам повышения внимания, помогут специалисту более продуктивно использовать свои познания. Современный инженер должен обладать знаниями о различных факторах воздействия на индивидуальные интеллектуальные способности (стресс, питание, дыхание, волновая активность мозга, сон, различные виды излучений и прочее). С целью развития интуитивного мышления, необходимо научить приемам развития как отдельных зон мозга (сложного мышления, зрительных, слуховых и прочих), так и их взаимодействия. Необходимо быть грамотным в вопросах использования уже имеющихся своих интеллектуальных способностей и в вопросах их развития. Все это позволит увеличить интеллектуальные способности, как начинающих, так и опытных специалистов.
Овладение мышлением не может быть единовременным действием, а представляет процесс, требующий затрат труда и условий. Как утверждал Генри Форд: «Мышление – самая тяжелая из всех работ, и именно по этой причине так мало людей ею занимаются». Развитие способности мыслить представляет длительный и трудный процесс. Он не может быть только чисто теоретическим, а включает постоянно на разных уровнях применение основных приемов практического познания неизвестного, начиная с упражнений, задач и иных форм тренинга.      Взаимосвязь профессиональных знаний и развитых индивидуальных интеллектуальных способностей на физиологическом уровне позволит достичь несравненно более высоких результатов. Хотя есть и другой, но малоэффективный, вариант: начать приглашать инженеров из-за границы, как и летчиков гражданской авиации…

Александр ЛИТВИНОВ,
член-корреспондент
Международной академии психологических наук