goszakaz2024

helirus2024

ctt expo2024

vphr2024

rosmold plast2024

eltrans2024

army2024

termoob2024

sp tr expo2023

elrus 2024

biot expo2024

Когда завершится проходка Шаумянского тоннеля?

tonnel01Сегодня в Краснодарском крае близится к завершению строительство грандиозных олимпийских объектов. Размах строительства впечатляет. Кажется – нет в окрестностях места проведения зимних Олимпийских игр-2014 ни одного места, к которому не прикоснулись бы руки строителей.
Но, между тем, есть на краевой карте строительный объект, который находится в законсервированном состоянии уже более 5 лет. И особо подчеркну, что это объект – тоннель на Олимпийской дороге.

Дабы неосведомленному читателю была ясна картина происходящего, замечу, что автомобильная дорога в Краснодарском крае Армавир – Туапсе соединяет две федеральные дороги «Кавказ» и «Джубга – Сочи» и сокращает на 217 километров выход к Черному морю республик и краев Северного Кавказа и Центральной России.

Дорожники отмечают, что самым неблагоприятным для движения транспорта является участок горной дороги от 200-го до 208-го километра. На этом участке дорога в плане извилистая имеет радиусы 20-60tonnel02 метров, на серпантинах 5-6 метров. Прямые вставки отсутствуют, сопряжения без переходных кривых. Видимость здесь сильно ограничена. Покрытие дороги гравийное, а ширина земляного полотна составляет 6-10 метров. Ограниченная видимость, малая ширина земляного полотна и плохое состояние дорожного покрытия затрудняют движение автомобильного транспорта. Искусственные сооружения в плохом состоянии и не выдерживают расчетные нагрузки. 
Экономическое обоснование на строительство автомобильной дороги Майкоп-Туапсе на участке км 200 – км 208 (Шаумянский перевал) было разработано СКФ ОАО «ГипродорНИИ» в 1999 году. Инженерный проект разработан ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс» на основании задания на разработку инженерного проекта «Реконструкция соединительной автодороги между магистралью «Кавказ» и автодорогой Джубга – Сочи на участке Шаумянского перевала», утвержденного tonnel03заместителем генерального директора Российского дорожного агентства В.И.Левдиковым и договора №2234 от 26 июня 2000 года, заключенного в результате проведения подрядных торгов.
 Проектом реконструкции, разработанным ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс», предусматривалось сооружение нового участка дороги длиной 4750 м, включающего в себя строительство тоннеля длиной 1418 м (на водоразделе речек Елизаветка с юга и Большой Тук с севера от тоннеля) с параллельной ему дренажно-эвакуационной штольней длиной 1427 м и двух примыкающих участков автодороги: со стороны Северного портала – длиной 1518 м, со стороны Южного портала – длиной 1814 м. Сечение тоннеля составляло 90 кв. м.
Заказчиком строительства выступило главное управление «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья» министерства транспорта России.  И в марте 1999 г. коллектив ЗАО «Южная горно-строительная компания» развернул работы по строительству Краснополянского тоннеля со стороны Южного портала.tonnel04
19 июня 2000 года в торжественной обстановке была установлена его первая арка. В ноябре того же года ЮГСК приступает к сооружению подходов к Северному порталу Шаумянского тоннеля. Тоннельщики ЮГСК – высочайшие профессионалы – выполняют работу в рекордные сроки.
Но, увы – в 2008 году финансирование строительства прекращается. В итоге – работникам компании удалось пройти со стороны Южного портала 438 п. м. тоннеля и 358 п. м. штольни, а приступить к проходке со стороны Северного портала им уже было не суждено. Объект пришлось законсервировать.
В 2009 году мне довелось задать вопрос о продолжении строительства тоннеля двум руководителям Федерального дорожного агентства – Олегу Белозерову и Анатолию Чабунину.
Олег Валентинович, проводивший пресс-конференцию в редакции газеты «Комсомольская правда», давая мне подробный ответ, морщил лоб, вспоминая цифры и факты. После моей просьбы уточнить конкретную дату он назвал срок - «ближайшие 2-3 года».
tonnel05С Анатолием Чабуниным, вскоре пришедшим на смену Олегу Белозерову, я беседовал после проведения транспортной конференции в Торгово-промышленной палате России. Анатолий Михайлович был настроен оптимистично и озвучил тот же временной отрезок, что и его предшественник. Взглянем на календарь…
И по сей день руководители и работники ЮГСК, когда я в беседе с ними упоминаю о Шаумянском тоннеле, отвечают с болью в голосе и переводят разговор на другие темы. Не берусь цитировать то, что говорят автомобилисты, проезжая по разбитой дороге мимо недостроенного тоннеля.
Справедливости ради стоит отметить, что губернатор Краснодарского края Александр Ткачев не раз поднимал вопрос о завершения строительства Шаумянского тоннеля.
- Реанимировать этот проект нужно во что бы то ни стало, - заявил Александр Николаевич тогдашнему министру транспорта России Игорю Левитину в ноябре 2011 года. - Ведь если доступ в Сочи на участке дороги М-27 от Джубги до Туапсе в сезон будет перекрыт оползнем, это приведет к настоящему транспортному коллапсу.tonnel06
И это были не слова на ветер. Еще свежи были воспоминания об оползне, случившемся на федеральной трассе Джубга-Сочи в феврале того года.
Краснодарский губернатор предложил выделить около 4 млрд. рублей на завершение строительства тоннеля и задействовать освободившиеся после строительства олимпийских объектов производственные мощности. Но это актуальное предложение и по сей день висит в воздухе.
Хочется надеяться, что после завершения зимней Олимпиады-2014 вопрос реанимации объекта получит долгожданный логический ответ. И заброшенный тоннель, в котором уже вступили в действие разрушительные процессы, вновь примет созидателей-тоннельщиков ЮГСК.

Сергей РЯБОВ
Фото автора и Михаила САМОРУКОВА