expo rus150

ural mining2016

pta ural2016

roskrimagro2016

rus swiss2016

cryo2016

power electr200

inpol2016

ros prom2016

promsalon2016

aquaprom200

lesprom200

util200

ht2016

army2016

sef kursk2016

krym trans2016

elektro opk2016

bez tek2016

mc expo2016

promexpo krim2016

prodexpo krim2016

start up2016

neftegaz forum2016

iaa2016

helirussia2016

isse2016-2

sviaz2016 200

navitex2016

imteh2016

if orel2016

mnogomer200

tek2016

stroyexpo krim2016

gagarin chteniya

eltrans2016

nd expo2016

forum sro200

yugtrans200

kabel opk200

fotonika2016

agroexpo150

compozit200

infoforum2016

Инструментальная проверка эффективности телемеханической системы контроля бодрствования машиниста ТСКБМ

tskbm01Руководство ОАО «РЖД» уделяет большое внимание снижению рисков от аварийных ситуаций при вождении поездов. Для этого все локомотивы, электропоезда и специальный подвижной состав оснащаются целым рядом устройств и систем безопасности, такими как АЛСН, КЛУБ-У, САУТ, ТСКБМ, БЛОК, и системами автоведения. Это позволяет удерживать риски от аварийных ситуаций на достаточно низком уровне.

При работе таких сложной системы, как современные железнодорожные перевозки, помимо высокой надежности всех технических средств, одну из главных ролей играет человеческий фактор. То есть, в любой экстренной ситуации действия машиниста на порядки повышают надежность работы системы. Но для этого машинист должен быть во время смены бодр и работоспособен. Именно для этого и служит телемеханическая система контроля бодрствования машиниста ТСКБМ, разработанная и выпускаемая нашим предприятием – ЗАО «НЕЙРОКОМ».
Система ТСКБМ начала эксплуатироваться на поездных локомотивах с 1996 года, а с 2007 года и на маневровых локомотивах и ССПС. В настоящее время ТСКБМ оборудовано более 6800 локомотивов, из них более 2000 – маневровых. Закрыт практически весь парк пассажирских локомотивов. Оборудовано также 344 единиц МВПС различных серий, 8 скоростных поездов «Сапсан», а также 414 единиц ССПС. Система соответствует требованиям ПТЭ к оборудованию локомотивов дополнительными устройствами безопасности для вождения «в одно лицо».
ТСКБМ так же входит подсистемой в интегральные комплексные устройства безопасности БЛОК и БЛОК-М.
Система ТСКБМ обеспечивает непрерывный контроль психофизиологического состояния машиниста по параметрам электрического сопротивления кожи запястья руки и поддержание его в работоспособном состоянии (т.е. способности активно воспринимать поездную обстановку и готовности к экстренным мерам при ее изменении).
За все время эксплуатации системы не было зафиксировано случаев сна или потери работоспособности машинистом на поездных локомотивах с нормально функционирующей системой ТСКБМ, что говорит об эффективности примененного в системе метода контроля.
Однако в последнее время по разным причинам участились случаи попыток вмешательства в нормальную работу системы. Это привело в двух случаях к проезду запрещающего сигнала. Поэтому, в декабре 2012г. По указанию старшего вице-президента ОАО «РЖД» Гапановича В.А. была начата доработка системы, для полного исключения случаев несанкционированного вмешательства в ее работу. Кроме того, старший вице-президент распорядился провести объективные инструментальные проверки эффективности работы всех основных систем безопасности, в том числе и ТСКБМ.
Данная инструментальная проверка была проведена научным клиническим центром ОАО «РЖД» на базе тренажерного комплекса кабины электровоза ЭП1М под контролем ведущих специалистов Департамента здравоохранения ОАО «РЖД». В проверке приняли участие и специалисты Института высшей нервной деятельности Академии медицинских наук РФ. В проверке в качестве испытуемых участвовали 30 машинистов локомотивных депо «Москва-Сортировочная» и «Рязань» Московской ж.д., которые осуществили по 2 ночные «поездки» - без системы ТСКБМ и с ней. Сама проверка проводилась с середины января по начало апреля 2013г.
Во время «поездок» проводилась непрерывная регистрация энцефалограммы и видеорегистрация работы машиниста. Сам режим работы был подобран таким образом, чтобы создать условия максимальной монотонии: отсутствовали остановки состава, скоростное ограничение составляло 40 км/ч, отсутствовали также смены сигналов путевых светофоров. И все это на фоне 7,5 ночных часов работы – с 23-00 до 6-30 следующего дня. То есть условия очень жесткие.gendir
Обработка полученных данных специалистами специалисты Института высшей нервной деятельности Академии медицинских наук РФ и НКЦ ОАО «РЖД» показала, что при работе с системой ТСКБМ засыпаний и потери работоспособности машинистов нет, а вот без системы было зафиксировано 6 засыпаний.
Это еще раз подтвердило высокую эффективность системы ТСКБМ. А для обеспечения надежной работы в первом полугодии текущего года была проведена модернизация системы, полностью исключившая возможность вмешательства в ее работу и еще более поднявшая ее надежность. Результаты модернизации приняла приемочная комиссия ОАО «РЖД» и они сейчас внедряются на сети железных дорог России.
ЗАО «НЕЙРОКОМ» благодарно руководству ОАО «РЖД» за возможность провести такую масштабную проверку системы. Это позволило улучшить ее потребительские качества, что положительно скажется на обеспечении безопасности движения поездов.

Валерий ДЕМЕНТИЕНКО,
генеральный директор
ЗАО «НЕЙРОКОМ»