goszakaz2024

helirus2024

ctt expo2024

vphr2024

rosmold plast2024

eltrans2024

army2024

termoob2024

sp tr expo2023

elrus 2024

biot expo2024

Роль конструкторских бюро в инновационном развитии России

Стратегия инновационного развития России до 2020 года предполагает рост инновационной активности российских организаций. Конструкторские бюро – это объединения людей, призванные по своей природе разрабатывать новые продукты, и потенциал этих организаций можно и нужно использовать в инновационном развитии страны.
В данной статье речь пойдет о конструкторских бюро (далее КБ), являющихся самостоятельными юридическими лицами.

Краткая статистическая справка
Конструкторские бюро стали активно создаваться после Второй мировой войны 1941-1945гг., когда началась гонка вооружений, которая  явилась движущей силой развития технологий в XX веке. Пятая часть ныне действующих конструкторских бюро была создана в 1950-е годы (рис.1), большинство из них работает на военную промышленность. С началом перестройки в 1990-е годы и в начале XXI века создаются КБ в таких областях национальной экономики, как строительство, связь, транспорт, электронная промышленность, лесное хозяйство, нефтегазодобыча, обрабатывающая промышленность, здравоохранение, пищевая промышленность и др.

ris1

Почти две трети действующих сегодня конструкторских бюро являются акционерными обществами, четвертая часть КБ основана в форме обществ с ограниченной ответственностью, немногим более 10%  организаций принадлежат государству, есть также конструкторские бюро индивидуальных предпринимателей.
Способность к инновациям зависит от стадии жизненного цикла организации (ЖЦО). Дафт выделяет четыре стадии ЖЦО: зарождение, юность, средний возраст и зрелость. Каждая стадия характеризуется определенными организационными изменениями. Во многих случаях меняется размер организации, ее структура, культура и связанные с этим способы и методы решения организационных проблем.
На наш взгляд, способность к инновациям в конструкторских организациях также претерпевает изменения при переходе от одной стадии жизненного цикла к другой. На стадии зарождения в КБ трудится небольшой коллектив единомышленников и их способность к инновациям наиболее высока – КБ создается с целью разработки принципиально новых продуктов, позволяющих удовлетворять новые потребности, в том числе решать новые задачи. На стадии юности задается вектор научно-технических направлений деятельности конструкторского бюро, количество сотрудников увеличивается, системы и процедуры формализуются. В «среднем возрасте» в конструкторских бюро появляется вспомогательный персонал, возникают проблемы интеграции. Творческий потенциал начинает снижаться, теряется гибкость и, как следствие, уменьшается способность к инновациям. На стадии зрелости организация достигает больших размеров, сильно замедляется процесс принятия решений и согласования документов, существует риск утратить способность к инновациям.
Согласно теории жизненного цикла организации, многие российские конструкторские бюро сегодня находятся в зоне риска потери способности к инновациям - средний возраст КБ составляет 42 года, а возраст половины конструкторских бюро старше 47 лет (рис.2).

ris2

Нужны определенные усилия, чтобы стимулировать инновационную активность на стадии зрелости, и для этого есть возможности. Например, инновационную деятельность разработчиков может усилить заказ, для выполнения которого потребуется решить новые инженерные задачи.
Экспертное мнение
magnnusovВалерий Магнусов, главный консультант ОАО «РПКБ» считает, что потребность в разработках возникает, когда у инженера есть работа, то есть заказ. Выполняя заказ, инженер сталкивается с некоторыми техническими ограничениями, в процессе преодоления которых возникают новые технические решения (разработки). Конструкторские бюро должны существовать в рамках заказа.
В «зрелых» КБ накоплен большой опыт разработок и имеется значительный интеллектуальный и научно-практический потенциал. Этот потенциал можно успешно использовать для создания инновационных продуктов, как этот делает, например, компания Boeing, привлекая к работам по контрактам инженеров ведущих российских КБ. По сути, Boeing дает заказ, при выполнении которого возникают инновационные решения.
Инновационную активность стимулирует участие КБ в инновационных проектах. Примером может служить международный проект ОАО «РПКБ» по созданию технопарка «Раменское» (Г.И.Джанджгава, президент, генеральный конструктор ОАО «РПКБ» подробно написал об этом проекте в августовском номере журнала «Инженер и промышленник сегодня»).
Кроме того, внутри организации можно целенаправленно формировать инновационную среду, способствующую созданию и развитию инновационных идей, и развивать у перспективных инженеров навыки инноваций, которые впоследствии использовать в разработках инновационных продуктов.
Экспертное мнение
babichenkoАндрей Бабиченко, директор Учебно-научного центра ОАО «РПКБ»: «Существует многолетняя советская статистика по многим отраслям знаний, согласно которой из десяти кандидатов наук вырастал один доктор наук, то есть упрощенно, для того чтобы в коллективе появился один доктор наук, в нем должно быть десять кандидатов. Подобно этому, для появления одной инновационной идеи необходимо предложить кратное количество инженерных идей».  
Потенциал конструкторских бюро нужно постоянно усиливать молодыми инженерами-разработчиками, а для этого КБ должны решать интересные задачи. Светлана Крайчинская, вице-президент по персоналу ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», считает, что «компаниям нужны перспективные планы. Если их не будет, то инженеры в компанию не придут».
В отличие от конструкторских бюро, например, при заводах, КБ как самостоятельные юридические лица находятся в других условиях существования,  они вынуждены искать заказчиков работ. Однако сегодня не все конструкторские бюро готовы активно продвигать свои продукты – пятая часть КБ, например, не имеют своего сайта или страницы в Интернете.
Для многих конструкторских бюро проблема заказов отчасти может быть решена благодаря включению в крупные интегрированные бизнес-структуры –корпорации, концерны и др., которые активно создаются в последние годы. В этих структурах вполне можно использовать опыт компании Boeing по применению системного инжиниринга, который оправдан при разработке больших по объему, стоимости и сложности проектов, таких как корабли, самолеты, подводные лодки, орбитальные станции. Однако следует понимать, что выявление возможности создания какого-либо инновационного продукта не является целью системного инжиниринга, и перед инженерами не ставится задача предложить его идею. Проектирование в системном инжиниринге начинается с технического задания, и кто-то должен это техническое задание сформулировать.
Таким образом, для успешного использования в инновационном развитии интеллектуального потенциала конструкторских бюро необходимо, с одной стороны, развивать навыки инноваций в КБ, а с другой, обеспечить инженеров-разработчиков инновационными проектами со стороны предприятий-заказчиков. Российские производители должны захотеть конкурировать с крупными мировыми компаниями, а для этого нужны мощные экономические и политические стимулы.

Элина ЕСИПОВА