army2018

fotonika2018

compozit expo2018

polyuretan2018

rospromforum2018

conagrocrimea2018

serbia2018

intersib2018

gaz neft2018

yugtrans2018

armhitech2018

promforum2018

mnogomer2018

stroyexpokrym2018

kurgan pf2018

uzbek2018

metrolexpo2018

veter2018

eltrans2018

dpt2018

vietnam expo2018

antiterr2018

impc2017

htexpo2018

agrosalon2018

cryo2018

 

Инновационные системы учета и контроля топлива. Вектор развития - «точность и прозрачность учета»

avp1ООО «АВП Технология» не первый раз принимает участие в оборонных выставках мирового значения. В прошлом году у предприятия состоялся успешный дебют на Международном военно-техническом форуме «Армия-2016». К открытию следующему Форуму ООО «АВП Технология» пришло с новыми наработками, которые заинтересуют специалистов Вооруженных Сил России.
О развитии систем измерения, регистрации и учета расходования  топлива рассказал  руководитель департамента развития предприятия Дмитрий ВОЛКОВСКИЙ.
Дизельное топливо является вторым по значимости энергетическим ресурсом после электроэнергии. Годовой оборот дизельного топлива только  в ОАО «РЖД» составляет несколько миллионов тонн. Затраты на дизельное топливо являются значительной частью в структуре эксплуатационных расходов подразделений ОАО «РЖД», в первую очередь, локомотивного комплекса.
Руководство ОАО «РЖД» уделяет большое внимание превентивным мерам оптимизации его расходования и экономии, а именно - минимизации непроизводственных потерь при снабжении и в местах на топливных складах и в локомотивных депо.
Проведенный анализ точек образования непроизводственных потерь дизельного топлива выявил ключевую причину их появления – несовершенство технологии учета и контроля, основанной на устаревших способах «ручных» измерений количества топлива и бумажном документообороте, позволяющем маскировать халатность, нарушения установленного порядка учета и противозаконную деятельность на местах.

Принимая во внимание важность решения указанных проблем, начиная с 2011 года, реализуется  комплекс проектов по совершенствованию системы учета и контроля за использованием дизельного топлива в ОАО «РЖД» за счет решения следующих приоритетных задач:
– автоматизация внутренних технологических и учетных операций с дизельным топливом с применением современных технических средств повышенной производительности и надежности;
– внедрение высокоточных автоматизированных средств измерений, обеспечивающих прямой метод измерения массы дизельного топлива в точках перехода ответственности;avp2
– организация единой автоматизированной системы контроля производственного процесса и технологической дисциплины на топливных складах и в локомотивных депо при операциях с дизельным топливом;
– минимизация влияния «человеческого» фактора при передаче данных об операциях с дизельным топливом в бухгалтерский учет;
– создание комплексной системы сведения и анализа товарного баланса дизельного топлива на топливных складах и локомотивах в отдельности и в Компании в целом;
– оптимизация «ручного» бумажного документооборота и переход на электронные технологии формирования и передачи документов;
– повышение производительности и улучшение условий труда.
Одновременно с совершенствованием нормативной базы выполняется комплекс работ по внедрению в ОАО «РЖД» Единой автоматизированной системы учета дизельного топлива (далее – ЕАСУ ДТ), предназначенной для сведения и анализа товарного баланса дизельного топлива ОАО «РЖД» в целом, а также по дирекциям, топливным складам, локомотивным депо и тепловозным секциям в отдельности.
ЕАСУ ДТ обеспечивает унифицированный сбор, анализ и представление информации об операциях с дизельным топливом на основе данных систем автоматизации учета дизельного топлива на складах, бортовых систем учета дизельного топлива на тепловозах РПДА-Т, РПДА-ТМ, и самоходном подвижном составе РПДА СПС разработанных  компанией  ООО «АВП avp3Технология», а также других типов этих систем, дооснащенных средствами беспроводной передачи данных (далее – бортовые системы), ЕК АСУФР, ЕК АСУТР и прочих смежных информационных и управляющих систем ОАО «РЖД».
Технологически ЕАСУ ДТ состоит из трех самостоятельных функциональных блоков, интегрированных между собой:
– блок контроля поставок нефтепродуктов на топливные склады ОАО «РЖД» – баланс поставок нефтепродуктов;
– блок контроля оборота дизельного топлива на топливных складах – баланс топливных складов;
– блок контроля набора и расхода дизельного топлива на тяговые и нетяговые нужды подразделениями и филиалами ОАО «РЖД», в первую очередь, локомотивным комплексом.
На маневровых и магистральных тепловозах «РЖД» успешно эксплуатируется более 2700  единиц бортовых   систем регистрации и анализа параметров работы тепловоза и учета дизельного топлива (РПРТ, РПДА-Т, РПДА-ТМ) разрабатываемых и внедряемых компанией «АВП Технология» а также на 80 единицах специального подвижного состава (РПДА-СПС).
Системы РПДА  предназначены для автоматизированного сбора, регистрации и обработки информации о движении и работе локомотива с целью контроля, учёта работы и расхода топлива, а также контроля технического состояния тепловозов.
avp4«Инновационный метод базируется на том, что для вычислений фактической массы топлива в баке тепловоза косвенным методом используется метод ультразвуковых измерений. Масса топлива вычисляется, как произведение величины объема торированного бака на измеренную скорость отражения импульса ультразвуковой волны с точностью до 10 в шестой степени от поверхностного уровня с учетом его молекулярной структуры и температурной составляющей с частотой раз в секунду. Этим обеспечивается необходимая точность и возможность получения достоверных данных по количеству топлива одновременно по массе и объему, что полностью освобождает процесс от необходимости ручного ввода значений плотности, традиционного метода большинства аналогичных систем.
Освоение современных аппаратно-программных средств в локомотивных депо приводит к сокращению эксплуатационных затрат за счет снижения расхода топливо-энергетических ресурсов на тягу и маневровую работу, повышения надежности локомотивов, обеспечения всех звеньев службы данными о техническом состоянии как основных агрегатов локомотива, так и самих систем регистрации. Использование системы позволяет  достичь эффекта экономии топливно-энергетических ресурсов до 10%, а средний годовой экономический эффект на один тепловоз в  ОАО «РЖД» в среднем составляет 0,15 млн. рублей.
Широко внедряемые РПДА-Т и РПДА-ТМ являются первичным звеном получения объективной информации о расходе топлива и параметрах агрегатов тепловозов с привязкой к месту и объему выполняемой работы.
avp5Системы регистрации обеспечены блоками мобильной связи (БМС), через которые по каналу GPRS информация с тепловоза поступает в режиме онлайн в Единую систему мониторинга работы бортовых систем (ЕСМ БС). Кроме согласования протоколов передачи данных по проводному и беспроводному каналу связи в сети GSM, интегрированию систем РПДА тепловозов в Единую автоматизированную систему учета расхода дизельного топлива (ЕАСУ ДТ) посредствам передачи данных в ЕСМ, БС ведется поиск новых путей экономии ТЭР.
Закончена работа над диагностическим комплексом для депо, где ремонтируются тепловозы, оборудованные системами РПДА-Т и РПДА-ТМ. В этом комплексе АРМ РПДА-Т накапливает информацию о работе локомотива, анализирует и выдает отчеты по ремонту, выявляет предотказные состояния, выход  характеристик дизель-генераторной установки за пределы допусков, срабатывание аппаратов защиты, фиксирует данные о режимах работы водяной и масляной систем.
В АРМ РПДА-Т отслеживается динамка изменения параметров работы. На основе данной информации ремонтный АРМ выдает рекомендации для настройки аппаратуры тепловоза по заводским характеристикам в процессе реостатных испытаний, а также информацию по предотвращению отказов аппаратуры.
Внедрение диагностического комплекса позволяет предупредить несанкционированный расход топлива и повысить точность его измерения при ремонте; контролировать техническое состояние локомотива; планировать объем ремонта до захода тепловоза на ТО и ТР; снизить расходы на обслуживание, текущий ремонт, количество внеплановых ремонтов.
avp6Особо следует отметить, что накопленный опыт по организационному, методологическому, техническому и программному обеспечению проекта ОАО «РЖД» по совершенствованию системы наличия учета и контроля за использованием дизельного топлива был по достоинству оценен руководством  Вооруженных Сил России. В целях выполнения задач по внедрению автоматизированной системы учета, наличия и движения и расходования горюче–смазочных материалов, поставленных в «дорожной карте» заместителем министра обороны Российской Федерации генералом армии Дмитрием Булгаковым, был определен  комплексе мер по реализации коммерческого учета количества горючего в массовых и объемных показателях. Используя накопленный опыт, компания ООО «АВП Технология» практически реализовала размещение комплекса автоматизированной системы контроля горюче-смазочных материалов АСК ГСМ на широкой линейке автотранспортных средств. АСК ГСМ уже эксплуатируется на шасси Урал 4320 и КАМАЗ-53501. В первую очередь, были оборудованы авто-топливозаправщики АТЗ-10-4320М  и АТЗ-7-5350; аэродромный подвижной электроагрегат АПА-5ДМ, предназначенный для одиночного электростартерного запуска авиационных двигателей летательных аппаратов; затем - бронеавтомобили КамАЗ-63968 «Тайфун» и «Тайфун-У», автомобили с цистернами для перевозки ГСМ. И этот список avp7непрерывно пополняется, охватывая весь комплекс взаимодействия технических средств, задействованных в обороте ГСМ, от их поставки, до преобразования энергии теплового воспламенения в работу, выполненную военной техникой в рамках поставленных задач. При этом обеспечивается не только автоматизированный сбор информации, но и регистрация с обработкой информации.   
Исходные данные от ультразвуковых датчиков контроля горючего АСК ГСМ, например, после дозаправки, передаются в режиме реального времени по сетям GSM через аппаратно-программный комплекс системы мониторинга «ПАЛАС» на диспетчерский центр и далее на командно-штабную машину в автоматизированную систему учета материально-технического обеспечения АСУ МТО «ПАЛАС», где вливаются в обработку потока данных от хранилищ топливных складов, переливных станций и т.д.,  до Национального центра управления обороной. Достигнутые показатели точности измерений комплектов оборудования АСК ГСМ соответствуют требованиям федерального законодательства и тактико-техническим требованиям на автоматизированную систему контроля за наличием,  движением и расходованием в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной заместителем министра обороны РФ 23 января 2016 г.  
avp8АСК ГСМ полностью соответствует высоким требованиям к оборудованию и программному обеспечению и средствам измерений штатных систем обеспечивающих ведение учетных, технологичных операций с определением количества горючего одновременно в массовых и объемных показателях,  применяемых на объектах Воздушно-Космических Сил, Военно-Морского Флота и Сухопутных войск.
Оборудование АСК ГСМ АСК ГСМ реализует в системе материально технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации такие инновационные функции, как:
- автоматизированный контроль фактического наличия горючего;
- автоматизированный контроль движения горючего по количеству фактически дозаправленного и измеренного горючего;
- автоматизированное определение фактического расхода горючего;
- объективный контроль движения горючего выданного на дозаправку воздушных судов, образцов вооружения и военной техники в массовых и объемных единицах.
avp9Работа программно-аппаратного комплекса значительно экономит время, затрачиваемое на оформление документов, и снижает вероятность случайных ошибок, делает процесс перемещения топлива прозрачным. Такой подход крайне необходим для эффективного обеспечения технических средств при  выполнении поставленных  задач, как в штатном режиме, так и в период «интенсивной работы». И область его применения продолжает расширяться.
Интерес к проверенным службой в армии системам проявлен производителями и собственниками строительной, карьерной и дорожной техники, перспективно тиражирование опыта в транспортных структурах  МЧС и других компаний, использующих специализированную технику при выполнении наиболее ответственных работ. Внедрение систем создает принципиально новые, современные условия труда работников, позволяет добиваться значительной экономии топливно-энергетических ресурсов и в целом положительно сказывается на экологии окружающей среды.  Развитие систем учета топлива продолжается и четкий вектор этого развития – «Точность и прозрачность учета».