pta ural2017

bezop crym2017

neft gaz2017

metall-expo2017

lider pro2017

cryo expo2017

pta moscow2017

stroy expo crim2017

power electro2017

itb2017

kubok avia2017

stroyexpokrym2017

arctic2017

inpol2017

roskrimagro2017

stankoexpo2017

expo moldova2017

podzem stroy2017

microelectronica2017

rosprom2017

aquaprom2017

lesprom2017

util2017

htexpo2017

armsec2017

expo1520 2017

army2017

promlight2017

 

«ГЕФЕСТ и Т»: через тернии к звездам

gefestЗАО «ГЕФЕСТ и Т» отсчитывает свою историю с 3 марта 1992 го-да. С 1995 года предприятие выступает постоянным экспонентом на Международном авиакосмическом салоне МАКС, традиционно проходя-щим на территории аэродрома Раменское. И каждое участие в работе МАКС дает нашему предприятию новый опыт в организации сотрудни-чества, позволяет скорректировать направления по развитию и совер-шенствованию продукции и предметно представит ее широкой научно-технической и инженерно-промышленной аудитории, а также потен-циальным заказчикам.

Основной продукцией ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» является специализирован-ная вычислительная подсистема СВП-24 и ее модификации. СВП-24 была разработана для достижения следующих целей модернизации стоящих на вооружении боевых авиационных комплексов:  
- повышение боевой эффективности,
- расширение боевых возможностей,
- увеличение срока боевой эксплуатации,
- улучшение эксплуатационной технологичности бортового оборудова-ния.
В интересах оптимизации по критерию «стоимость-сроки разработки-эффективность» главным конструктором СВП-24 Александром Николаеви-чем Паниным была предложена схема модернизации, предполагающая мак-симальное использование существующих бортовых датчиков и исполнитель-ных устройств, установку аппаратуры приема спутниковой навигационной системы и замену существующей бортовой вычислительной системы или ее ядра на распределенную вычислительную подсистему с мультиплексным ка-налом информационного обмена и модифицированным программным обес-печением, а также ввод в эксплуатацию наземного оборудования СВП-24 в составе автоматизированных систем подготовки полетных данных и эксплуа-тационного контроля. Основу комплекса бортового оборудования СВП-24 составили вычислители максимальной производительности, не требующие принудительного охлаждения, и выполняемые в форм-факторе, допускаю-щем их установку на месте снимаемых в процессе модернизации бортового оборудования модернизируемых авиационных комплексов.
Программное обеспечение наземного и бортового оборудования СВП-24 разрабатывалось параллельно как единый программный комплекс, обес-печивающий глубокую интеграцию наземного и бортового оборудования СВП-24. Достижение целей модернизации достигалось, прежде всего, за счет внедрения в единое программное обеспечение новых информационных тех-нологий и алгоритмов обработки сигналов штатных и вновь установленных измерительных систем.
  Такая схема обеспечивала следующие принципиальные возможности:
- выполнение работ по модернизации БАК в строевых частях в сжатые сроки по бюллетеню;
- реализация концепции замкнутого автоматизированного цикла подго-товки и контроля выполнения полетного (боевого) задания и переход к тех-нической эксплуатации по состоянию;
- максимальное использование штатного информационно-управляющего поля кабины и, как следствие, минимизация времени на пере-учивание летного состава;
- реализация в рамках резерва вычислительной производительности и многопроцессной операционной системы концепции открытой архитектуры единого программного обеспечения СВП-24.
К настоящему времени СВП-24 и ее модификации установлены на 4-х типах боевых авиационных комплексов, а суммарно число модернизирован-ных БАК превысило 100 единиц.
Экспозиция предприятия на МАКС-2017 представлена 5-ю функцио-нальными моделями комплексов бортового оборудования СВП для различ-ных типов авиационной техники: дальнего бомбардировщика, оперативно-тактического бомбардировщика, самолета-штурмовика, боевого вертолета и корабельного летательного аппарата, а также комплектом наземного обору-дования СВП-24: автоматизированной системы эксплуатационного контроля АСЭК-24 и автоматизированной системы подготовки полетных данных АСППД-24, причем для последней системы представлен вариант исполнения «Унифицированный комплекс автоматизированного управления» УКАУ, ад-ресно реализующий ту часть функционала АСППД-24, которая реализует технологии цифрового обмена данными и автоматизированными целеуказа-ниями между любыми платформами с комплексами бортового оборудования СВП-24 или мобильными исполнениями АСППД-24 в интересах организации межвидового взаимодействия.   
В развиваемой ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» технологии модернизации БАК моделирование применяется на всех стадиях жизненного цикла комплекса в форме функционального моделирования, при этом функциональная модель прицельно-навигационного комплекса (ПрНК) каждого из модернизируемых БАК рассматривается как система, состоящая из:
- бортового комплекта функционально связанных вычислителей КБО СВП 24, объединенных единым программным обеспечением и линиями ин-формационного обмена, характеристики и архитектура которых идентичны бортовым;
- базы данных измерений штатных бортовых датчиков и параметров движения, зарегистрированных в реальных полетах соответствующего авиа-ционного комплекса;
- сопряженного с вычислителями ПрНК технологического вычисли-тельного комплекса, реализующего визуализацию на сенсорных мониторах функциональной модели требуемых для управления элементов информаци-онно-управляющего поля кабины на рабочих местах членов экипажа.
Представленные на выставке функциональные модели позволяют оце-нить как возможности каждого из модернизированных авиационных ком-плексов, так и их взаимодействие между собой и с наземным пунктом управ-ления, представленным УКАУ, в процессе решения типовых задач, требую-щих взаимодействия различных родов авиации. Также развернутая экспози-ция позволяет оценить возможности УКАУ по обеспечению ситуационной осведомленности расчетов пунктов управления действиями авиации различ-ного уровня.
Представленные функциональные модели используются как в техноло-гических целях при разработке и испытаниях аппаратуры СВП-24, так и для выполнения проверок оборудования и обучения летного и инженерно-технического состава строевых частей, эксплуатирующих модернизирован-ные авиационные комплексы. Имеющиеся на сегодняшний день в строевых частях учебно-тренировочные средства задачи профессиональной подготовки летного и инженерно-технического состава эксплуатации модернизирован-ных БАК в части новых задач не обеспечивают, а вопросы модернизации имеющихся учебно-тренировочных средств достаточно затратны. Проблемой также является то, что в авиационных частях одновременно могут эксплуа-тироваться и БАК, модернизированные установкой СВП 24, и БАК, не про-шедшие модернизацию, что еще больше усложняет процесс профессиональ-ной подготовки авиационного персонала.
В таких условиях наиболее рациональным решением представляется внедрение в строевые части, эксплуатирующие модернизированные БАК, ин-терактивной автоматизированной системы обучения летного и инженерно-технического состава, включающей в себя учебный компьютерный класс с автоматизированной обучающей системой СВП 24 и функциональную мо-дель КБО СВП 24 той модификации, которая устанавливается на эксплуати-руемые в данной части БАК. Элементы разработанной предприятием инте-рактивной автоматизированной обучающей системы также представлены на экспозиции.
Специализированная вычислительная подсистема СВП-24 разрабаты-валась для взаимодействия со штатными бортовыми информационно-измерительными системами авиационных комплексов 3-го и 4-го поколений. Но жизнь не стоит на месте, состоялось новое поколение бортовых информа-ционно-измерительных систем, которые устанавливаются на вновь разраба-тываемые и модернизируемые авиационные комплексы. На предприятии вы-полнены работы по комплексной адаптации бортового и наземного оборудо-вания СВП к взаимодействию с новыми и перспективными информационно-измерительными системами. Это дает возможность заказчику и нашим парт-нерам использовать в этих проектах весь тот функционал, информационные технологии, которые накоплены в разработках ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» за 25 лет работы.
Сегодня ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» - это коллектив высококвалифицирован-ных специалистов, доказавший свою способность решать самые сложные инженерные, научно-технические и производственные задачи в сжатые сро-ки. Продукция предприятия разработана и состоялась в жесткой конкурент-ной борьбе, что позволяет ей обеспечивать высокие значения показателя «стоимость-эффективность» модернизированных авиационных комплексов, подтверждаемые как отечественными, так и зарубежными заказчиками. И высшей оценкой пути ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» «через тернии к звездам» является присвоение в 2017 году генеральному директору, главному конструктору ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» Александру Николаевичу Панину звания Героя Труда Российской Федерации.    

Александр НАУМОВ,
ведущий математик, профессор,
Михаил ПАНИН,
заместитель главного конструктора
ЗАО «ГЕФЕСТ и Т»