Сегодняшняя обстановка, в связи с введением санкций в отношении Российской Федерации из-за событий на Украине, оказала существенное влияние на отрасль и привела к нарушению отлаженных процессов в деятельности нефтеперерабатывающих заводов.
Эмбарго ЕС на импорт нефти и нефтепродуктов заставляет российские компании отказываться от традиционного рынка сбыта – Европы.
С 6 декабря 2022 года действует эмбарго ЕС на морской импорт российской нефти, а также потолок цены (60 долларов за баррель) на нее, который США и ЕС пытаются распространить на всю мировую торговлю нашим сырьем. С 6 февраля 2023 г. также должен заработать запрет ЕС на импорт наших нефтепродуктов. И с большой долей вероятности будет принят потолок цен и на них.
Недооценивать эти меры не стоит. Через институты страхования, торговые площадки, банки, большей частью расположенных в западных странах, контролировать процесс нашего экспорта в США и ЕС с переменным успехом смогут. Конечно, только до определенного момента, пока не будет выстроена новая система торговли нефтью и нефтепродуктами, поскольку заградительные меры не выгодны не только поставщикам, но и потребителям сырья.
Запрет на наши нефтепродукты не менее болезнен. Перенаправить их на экспорт сложнее, нежели сырую нефть. А Европа была основным потребителем нашего дизельного топлива. На запад уходило около 50 процентов от его производства в России. В странах Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) развиты свои нефтеперерабатывающие мощности. Дизель европейцам нужен, для них в АТР могут его производить из нашей нефти, что поддержит наш экспорт сырья, но снизит его потребление и переработку в России.
Вызовы, стоящие перед НПЗ
• Возможное снижение объемов переработки нефти за счет сокращения экспорта нефтепродуктов
• Отсутствие базовых проектов по отдельным процессам
• Большое количество импортного оборудования
• Большое количество импортных присадок к топливам и смазочным маслам
• Катализаторы для нефтепереработки и нефтехимии.
Объем переработки нефти, млн. тонн:
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. (9 мес.) |
287,0 |
285,1 |
270,0 |
280,7 |
201,2 |
Глубина переработки нефти, %
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. (9 мес.) |
81,3 |
83,4 |
83,1 |
84,1 |
83,4 |
83,9 |
Объём капитальных вложений в нефтеперерабатывающую
и нефтехимическую промышленность, направленных на модернизацию (млрд. руб.)
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. (план) |
138 |
120 |
70 |
90 |
65 |
138 |
122 |
Оборудование
Ситуация с прекращением прямых поставок оборудования из западных стран ставит под угрозу срыва сроков реализацию отдельных проектов в нефтепереработке.
В частности, это касается отечественных проектов строительства установок замедленного коксования из-за отсутствия отечественных аналогов на следующее оборудование:
• шиберные задвижки;
• четырехходовые краны;
• системы гидрорезки и т.д., которое закупалось по импорту.
Вместе с тем в РФ имеется потенциал по организации производства отдельных видов «критического» оборудования.
Технологии
За последние годы разработаны и внедрены такие отечественными технологии как:
• Установка замедленного коксования.
• Гидроочистка дизельного топлива.
• Изомеризация.
• Каталитический риформинг с непрерывной регенерацией катализатора.
• В стадии проведения опытно-промышленных испытаний и разработок процессы ИНХС РАН гидроконверсия тяжелых нефтяных остатков и алкилирование на твердых катализаторах.
• В тоже время нет отечественных базовых проектов по процессам глубокой переработки нефти, таких как гидрокрекинг и каталитический крекинг.
Текущее состояние нефтеперерабатывающих заводов России
1. В 2021 г. переработано 281 млн. т
2. Мощности НПЗ по переработке нефти – 310 млн. т
3. 34 НПЗ мощностью более 1 млн. т/год
4. 27 НПЗ в составе нефтяных компаний (241 млн. т/год)
5. 7 НПЗ – независимые (27,0 млн. т/год)
6. 42 мини НПЗ –13 млн. т/год
Основные этапы модернизации НПЗ России
I этап (2011-2016 г.) − 89 установок вторичной перегонки нефти (ВПН) 1,5 трлн. руб.
II этап (2017-2021 г.) − 11 НПЗ – 19 установок ВПН общей мощностью 13 млн. т/год, 253 млрд. руб. ТАНЕКО и Антипинский НПЗ выполнили в полном объеме
III этап (2021-2030 г.) − 21 НПЗ – 50 установок ВПТ, 1,0 трлн. руб.
По результатам модернизации до 2030 года должны быть построены:
• Установки каталитического крекинга: Пермь – 1,8 млн т/год; Сызрань – 1,2 млн т/год.
• Установки каталитического риформинга: Новошахтинский ЗНП – 1,0 млн т/год; Ильский НПЗ – 1,0 млн т/год.
Ввод новых установок в 2020 –2027 гг. (млн. т/год)
НПЗ |
Каталитический крекинг |
Гидрокрекинг |
Коксование |
Ачинский НПЗ |
2,05 |
1,0 |
|
Комсомольский НПЗ |
2,05 |
||
Новокуйбышевский НПЗ |
2,05 |
||
Туапсинский НПЗ |
4,00 |
||
Сызранский НПЗ |
1,15 |
||
Ярославский НПЗ |
3,4 |
||
Московский НПЗ |
2,4 |
||
Омский НПЗ |
2,0 (введена в 2021) |
2,0 (введена в 2022) |
|
Нижегороднефтеоргсинтез |
2,1 (введена в 2022) |
||
Уфимский НПЗ |
2,0 |
||
ТАНЕКО |
1,1 (введена в 2021) |
2,0 (введена в 2021) |
|
Газпром нефтехим Салават |
1,1 (введена в 2021) |
||
Яйский НПЗ |
1,3 |
||
Орскнефтеоргсинтез |
1,2 |
||
Афипский НПЗ |
2,5 |
1,6 |
|
Пермский НПЗ |
2,5 |
Динамика изменения мощностей по переработке нефти за 2005-2021 гг. в России
Процессы |
2005 |
2010 |
2019 |
2021 |
% к 2005 г. |
Первичная переработка нефти |
265,9 |
276,5 |
310,4 |
310,4 |
116,7 |
Каталитический риформинг |
26,1 |
26,1 |
29,1 |
30,2 |
111,5 |
Гидроочистка дизтоплива |
70,5 |
70,6 |
79,2 |
86,4 |
112,3 |
Изомеризация |
1,9 |
6,2 |
9,1 |
12,1 |
478,9 |
Каталитический крекинг |
17,8 |
21,2 |
24,6 |
26,2 |
138,2 |
Гидрокрекинг |
6,9 |
9,5 |
15,9 |
16,4 |
230,4 |
Алкилирование |
0,6 |
1,3 |
2,1 |
2,1 |
345,0 |
Коксование |
5,3 |
5,9 |
13,0 |
15,0 |
245,3 |
Висбрекинг гудрона |
12,7 |
22,7 |
24,3 |
24,3 |
191,3 |
Производство битума |
4,1 |
4,6 |
5,4 |
5,4 |
131,7 |
Динамика изменения объемов переработки нефти и производства
основных видов нефтепродуктов в России в 2014-2021 гг.
Нефтепереработка |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
% |
2021 |
% |
Объем переработки |
289,0 |
282,4 |
280,5 |
279,9 |
287,0 |
285,1 |
270,0 |
100,0 |
280,7 |
100 |
Продукция, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Автобензин |
38,3 |
39,8 |
39,9 |
39,2 |
39,4 |
40,2 |
38,4 |
14,2 |
40,7 |
14,5 |
Авиакеросин |
10,9 |
9,7 |
9,6 |
11,1 |
12,6 |
12,5 |
10,2 |
3,8 |
12,2 |
4,4 |
Дизельное топливо |
77,3 |
76,1 |
76,3 |
76,8 |
77,5 |
78,4 |
78,0 |
28,9 |
80,5 |
28,7 |
Мазут топочный |
77,2 |
70,1 |
56,9 |
51,1 |
46,4 |
45,8 |
40,9 |
15,2 |
43,9 |
15,7 |
Битум |
5,78 |
4,97 |
5,4 |
5,9 |
6,5 |
6,8 |
7,4 |
2,7 |
7,8 |
2,8 |
Кокс |
1,97 |
1,95 |
2,82 |
3,37 |
3,4 |
3,1 |
3,3 |
1,2 |
3,5 |
1,3 |
Средняя загрузка |
95,0 |
94,0 |
91,6 |
90,3 |
92,6 |
91,4 |
90,3 |
− |
90,5 |
− |
Александр ИВАНОВ,
генеральный директор
Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков