goszakaz2024

helirus2024

ctt expo2024

vphr2024

rosmold plast2024

eltrans2024

army2024

termoob2024

sp tr expo2023

elrus 2024

biot expo2024

Широкие возможности технологий виртуальной реальности

01Группа компаний «Технологии производственной безопасности» разработала программное обеспечение - комплекс автоматизации подготовки персонала, который можно использовать как для обязательных видов обучения, таких как охрана труда, пожарно–технический минимум, оказание первой помощи пострадавшим и т.д., так и для внутреннего обучения.
ООО «Технологии производственной безопасности» проводит подготовку персонала с использованием визуализации учебно-методических материалов и технологий виртуальной реальности. Мы разрабатываем инструктажи в формате презентаций и видеороликов, что обеспечивает экономию времени ответственного за проведение инструктажа, унификацию материала, повышение усваиваемости инструкции, тем самым снижая риск травматизма из-за незнания инструкции.

Использование технологии виртуальной реальности при подготовке персонала подразумевает погружение в созданную виртуальную среду. Погружение человека в виртуальную среду дает возможность сконцентрироваться на отработке конкретных навыков и действий, донести информацию максимально эффективно.
Технологии виртуальной реальности позволяют смоделировать нештатную ситуацию, что даёт возможность сэкономить значительные средства организации при возникновении подобных ситуаций в процессе выполнения трудовых обязанностей и избежать простоя подразделений или организации. Те же самые инструктажи по охране труда, которые являются обязательными, можно реализовать через наше программное обеспечение. Также можно обучать новых сотрудников при приеме на работу, и создать базу знаний предприятия, к которой работники имеют доступ в любое время. При этом работодатель получает уверенность в получении работниками знаний, дополнительный контроль и автоматизацию процесса подготовки, экономию времени, и, что очень важно, это отсутствие формального подхода при обучении.
Будем объективны – нередко на предприятиях происходит так, что вместо полноценного инструктажа появляется подпись работника в журнале регистрации инструктажей. И такой формализм в итоге приводит к негативным последствиям, повышаются риски наступления несчастных случаев. Мы предлагаем перевести инструкции в наглядный электронный вид, либо в формат презентации, или в формат видеоролика, где инструктаж может быть использован наглядно. В нем используются фотографии, видео с конкретных рабочих мест, где новый работник, или уже действующий при какой-либо периодической аттестации узнает именно свое рабочее место, а не общую картину. И он понимает, что должен делать, и выполнять все обязательные требования.
Также инструктаж заканчивается проверкой знаний. Проверку знаний мы рекомендуем не для того, чтобы «завалить» человека, а как элемент подготовки. То есть, вопросы должны быть не банальны, а необходимы для того, чтобы человек поставил себя на рабочее место, и нашел единственно верный вариант ответа. При этом презентацию он может прочитать невнимательно, но на тесты ему придется ответить в любом случае. При прохождении проверки знаний осуществляется аудио-, видео- или фотофиксация.
Есть статистика – устная речь или текст запоминаются всего на 10%. Если есть какие-либо презентации, раздаточный материал - до 50%. А если человек принимает участие в процессе, то есть трогает, делает что-то, или есть проверка знаний усвоенного материала, то при таком формате материал воспринимается, запоминается до 90% информации. Есть западные исследования «Эффект превосходства изображения». Что это такое? Если переводить текст в презентацию, с использованием инфографики, количество слов сокращается на 40%, соответственно и скорость изучения увеличивается на 40%, и так же количество сдавших проверку знаний с первого раза увеличивается на 50%. То есть наглядно видно, что восприятие материалов намного эффективнее. Можно использовать презентации с инфографикой, либо фотографиями с рабочих мест, либо наглядные видеоролики. При этом для обучения можно использовать «виртуальную реальность», то есть использовать ее там, где нельзя смоделировать эту ситуацию, к примеру, так же эвакуация. Мы не будем с вами поджигать здание, чтобы отработать действие при пожаре. Либо есть опасность какой-то поломки дорогостоящего оборудования, опасность причинения вреда здоровью. В этом случае можно разработать тренажер виртуальной реальности, и отработать все действия. Разрабатываются любые сценарии, с любым окружением. Это может быть разработка конкретно под предприятие.

02

Теоретическая часть осуществляется через комплекс. У каждого работника есть логин и пароль, к которому он имеет доступ либо через интернет на компьютере, или мобильном устройстве, либо через приложение на базе Android. Работник изучает материалы, проходит проверку знаний, при это проверка знаний завершается аудио- или видео-, или фотофиксацией. Все заинтересованные лица получают всю информацию о результатах, и уже после этого, если тест пройден положительно, работник расписывается в журнале регистрации инструктажей. Это обязательное требование законодательства, от него уйти мы не можем. На данный момент есть рабочая группа при Министерстве труда РФ, которая занимается тем, чтобы легализовать подпись в электронном виде, и отказаться от бумажных журналов. Так же, ответственный за охрану труда, подготовку персонала, в любой момент времени может увидеть кто и когда обучение прошел, и насколько успешно, и уже принимать решение о допуске или не допуске к работе, и так далее. Получается работа с аналитикой и обратной связью.
На данный момент комплекс используется и действует на ряде крупных предприятий в различных форматах. Это ООО «ПепсиКо холдингс», предприятия «Росатома», предприятия группы компаний «РУСАГРО», используется комплекс для дистанционного обучения сотрудников по обязательным видам обучения. ОАО «РЖД» используют комплекс подготовки персонала для проведения целевых и предсменных инструктажей. Для них были закуплены планшетные компьютеры. Мы переработали инструкции и технологические карты в презентации. Теперь, в зависимости от выполняемых работ, работники изучают те инструкции, которые им необходимы, и проходят проверку знаний. Тем самым им ежедневно напоминают об опасности, и о требованиях выполнения работ.
Главное предприятие «ОМК» использует комплекс для проведения вводного инструктажа с подрядчиками. Их проходные оборудованы стойками для проведения инструктажей. Подрядчик, не изучив вводный инструктаж не может попасть на территорию предприятия. Так же в цехах проводятся повторные инструктажи на рабочем месте, с использованием планшетных компьютеров. И обращу Ваше внимание на такой важный момент: комплекс автоматизации подготовки персонала, проведение инструктажей можно финансировать за счет средств ФСС. Это те 20%, которые можно вернуть на мероприятия по охране труда, можно использовать на внедрение комплекса.

03

Особо отмечу, что проект был презентован председателю фонда «Сколково» Аркадию Дворковичу в рамках Федерального форума «Производительность 360». При поддержке нижегородского губернатора Глеба Никитина проводится внедрение проекта «VR-ОБЖ» в школах области.
Проект «VR-ОБЖ» стал победителем конкурса «ПРОФ-IT.2019» в номинации «Лучший проект по применению виртуальной и дополнительной реальности», награждение проводилось 13 сентября в г. Белгород.

Антон ЕЛИЗАРОВ,
генеральный директор
ООО «Технологии производственной безопасности»