infoforum2019

rospromforum2018

yugtrans2019

exporus uzbek

eltrans2019

metrolexpo2019

milex2019

promforum36

Безопасность и качество - основа российской конкурентоспособности

В Государственной Думе РФ состоялось заседание Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по промышленности по развитию предприятий оборонно-промышленного комплекса. Модератором мероприятия выступил первый зампред думского комитета по промышленности, gервый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. Основными темами обсуждения стали вопросы повышения безопасности объектов критической инфраструктуры и борьбы с неаутентичной продукцией путем идентификации и защитной маркировки изделий военного и иного специального назначения.

 

В мероприятии приняли участие члены Экспертного совета, представители Министерства обороны РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Совета Безопасности РФ, ОАО «Воентелеком», ГК «Ростех», ОАО «РусГидро», ГК «Росатом», «Роскосмос», ОАО «РЖД», ОАО «Рособоронэкспорт», ОАО «ОАК», «Вертолеты России», научно-исследовательских институтов, общественных организаций, экспертного сообщества по безопасности, стандартам и маркировке.

Открывая заседание, Владимир Гутенев подчеркнул, что заявленные темы должны стать предметом обсуждения во многих профессиональных, экспертных и государственных кругах, поскольку имеют важное значение не только для безопасности государства, но и для повышения конкурентных преимуществ высокотехнологичной продукции на зарубежных рынках. «Мы заинтересованы в том, чтобы российская продукция стала конкурентоспособной на международной арене, поэтому подобные темы будут являться для нас приоритетными до тех пор, пока эта задача не будет решена», - пояснил модератор.

С докладом на тему «Повышение безопасности объектов критической и инфраструктуры» выступил первый заместитель генерального директора – генеральный конструктор Российской корпорации средств связи Андрей Бадалов. Ключевым моментом обсуждения темы стала интерпретация понятий «доверенное оборудование» и «доверенная среда». По словам Бадалова, в настоящее время научная и законодательная общественность работает над тем, чтобы уточнить это понятие и привести его в соответствие со стандартами, ГОСТами, а также нормативными законодательными актами. «Понятие «доверенность» подразумевает обеспечение отсутствия в оборудовании и программном обеспечении так называемых недекларированных возможностей. Этот элемент может быть исключен после проведения исследований по изучению исходных кодов продуктов. Чтобы ПО и оборудование стали доверенными, необходимо иметь исходные коды, а также сертифицированные органы должны провести специальные исследования. В итоге, мы получим оборудование, которое будет отвечать важнейшим требованиям доверенности», - сообщил он.

Генеральный директор ОАО «Воентелеком» Александр Давыдов отметил актуальность затронутого вопроса. «Ключевое слово в понятии «доверенное оборудование» - разработка. До тех пор, пока в России не будет локализована именно разработка, пока она не будет вестись подконтрольно – говорить о доверенной составляющей нам не приходится», - заявил он. Давыдов отметил, что сегодня российские государственные и вооруженные ведомства предпочитают оборудование китайского производства, а такой выбор заранее ставит под сомнение «доверенность к оборудованию».

«Это вопрос и экономической, и государственной безопасности. И, конечно, если у нас есть альтернативное оборудование, не худшее, а лучшее, то наша первоочередная задача – изживать ту коррупцию, которая плодит выбор зарубежного поставщика. Никакое экономическое обоснование не может быть аргументом в принятии решения, где ставится под сомнение целостность национальной безопасности», - подчеркнул Владимир Гутенев.

Вокруг выступления Бадалова разгорелась жаркая дискуссия. Участники обратили внимание, что в сфере ОПК основную негативную роль играет коррупционная составляющая, что зачастую приводит к появлению контрафакта и применению его в промышленности. Кроме того, при осуществлении госзакупок решение принимается в пользу более дешевого продукта, при этом качество не учитывается вовсе. Вице-президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Гиви Джанджгава отметил, что решение проблем безопасности кроется в наведении порядка в профильных сферах, и, в первую очередь, необходимо создание соответствующего законопроекта.

По итогам дискуссии Экспертный Совет принял решение инициировать разработку законопроектов, руководящих и нормативных актов, касающихся порядка создания и эксплуатации доверенных автоматизированных систем управления и IT-систем на объектах критической инфраструктуры, а также выйти с рекомендацией о разработке соответствующей госпрограммы. Кроме того, члены Совета решили рекомендовать ФСБ России, Минкомсвязи, Минобороны, Минпромторгу проработать вопрос о построении доверительных связей на отечественном оборудовании и программном обеспечении и создать рабочую группу для разработки комплексной автоматизированной системы управления безопасностью объектов критически важной инфраструктуры.

О борьбе с неаутентичной продукции путем идентификации и защитной маркировки изделий военного и иного специального назначения рассказал генеральный директор ООО «Флуринтек» Алексей Лежнев. Он отметил, что синтезируя мировой опыт, существующие подходы к построению систем для борьбы с неаутентичной продукцией можно разделить на использующие в основе защитные элементы, автоматизированные системы с защитными функциями и автоматизированные информационно-защитные системы.

Лежнев высказал предложения по правовому обеспечению борьбы с неаутентичной продукцией путем идентификации и защитной маркировки изделий военного и иного специального назначения. «Необходимо введение таких терминов как «неаутентичное изделие», «уникальная идентификация», «регистр уникально идентифицированных изделий» и «защитно-информационный элемент». Кроме того, важно дополнить основные функции государственного заказчика и головного исполнителя положениями, связанными с идентификацией и защитной маркировкой продукции и установить федеральным законом РФ требования по уникальной идентификации, машиносчитываемой и защитной маркировке, ведению Регистра уникально идентифицированных изделий», - заявил он.

В ходе обсуждения участники заседания отметили отсутствие ответственного органа, обладающего функциями организации системы безопасности. По мнению заместителя генерального директора ФГУП «ЦНИИ ЭИСУ» Олега Эскина, таким органом должна стать Военно-промышленная комиссия, «имеющая две структуры: военную и промышленную». Его оппонент, советник Департамента проблем оборонно-промышленной безопасности и военно-технического сотрудничества Аппарата Совета Безопасности РФ Владимир Горбунов, заявил, что данная функция должна принадлежать исключительно Министерству обороны.

Кроме того, присутствующие обсудили такие проблемы, как монополизм предприятий в сфере ОПК, что зачастую дает возможность выпускать некачественную продукцию, необходимость создания межотраслевой системы качества, возможность введения индивидуальных электронных паспортов для промышленных изделий и многие другие.

«Обсудив вопрос борьбы с неаутентичной продукцией путем идентификации и защитной маркировки изделий военного и иного специального назначения, мы отмечаем его актуальность, готовность технических и технологических решений и оборудования, высокий уровень готовности нормативной базы. Кроме того, отмечаем отсутствие необходимого правового регулирования в данный области и рекомендуем Комитету по промышленности Госдумы инициировать вопрос о разработке закона «Об идентификации и защитной маркировке изделий военного и иного специального назначения», - заключил Владимир Гутенев.

По его словам, область безопасности нуждается в комплексе мероприятий, направленных на осуществление превентивных мер, способных не допустить возможности повреждения объектов критической инфраструктуры (ОКИ), снижение уровня уязвимости таких объектов, минимизировать ущерб бизнесу и населению, обеспечить возможности реагирования в режиме реального времени и устранения последствий повреждений в кратчайшие сроки. «Разработанные и реализуемые мероприятия по защите ОКИ не в полной мере соответствуют уровню угроз и требуют совершенствования, инициируя разработки правовых документов обеспечения защиты критически важных элементов инфраструктуры в мирное время и особый период», - сообщил он.