compozit2024

info space2024

go digital2024

gnu2024

iip2024

kmu 2024

goszakaz2024

helirus2024

ctt expo2024

vphr2024

rosmold plast2024

eltrans2024

army2024

sp tr expo2023

Предложения по антикризисным мерам поддержки экспорта

mpt export14 мая по поручению проектного комитета национального проекта «Международная кооперация и экспорт» Минпромторг РФ совместно с Российским экспортным центром представил разработанные предложения по «антикризисным» изменениям в действующее законодательство, касающееся поддержки экспорта.
Антикризисные меры были разработаны в ответ на общесистемные вызовы, с которыми столкнулись российские экспортеры в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Прежде всего, планируемые изменения касаются механизма реализации корпоративных программ повышения конкурентоспособности (постановление правительства РФ от 23 февраля 2019 г. № 191).

«Предполагается полный переход на электронную форму взаимодействия с организациями в Государственной информационной системе промышленности, упрощение процедур проведения отбора заявок экспортеров для КППК и сокращение сроков рассмотрения заявок. Кроме того, ранее в случае недостижения заявленных объемов экспорта продукции организация теряла право на получение государственной поддержки, теперь при подтверждении форс-мажора государственная поддержка продолжит оказываться. Организации, реализующие EPC контракты и обеспечивающие поставки российской продукции, также получат возможность заключать соглашения о реализации КППК», - заявил глава Минпромторга России.
Также подготовлены изменения в механизм реализации транспортной субсидии (постановление правительства РФ от 26 апреля 2017 г. № 496).
«Поскольку причиной недостижения показателей результативности организациями, заключившими соглашения о получении субсидии в 2019 году, являются негативные факторы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, Минпромторг предложил снять предусмотренные соглашениями штрафные санкции и ответственность. Изменения также предполагают возможность ежеквартального предоставления субсидии вместо ежегодного. Это позволит увеличить оборотный капитал наших компаний. Кроме того, мы расширили возможность субсидирования транспортных затрат организациям, реализующим машинокомплекты», - подчеркнул Денис Мантуров.
Список компаний, которые получат доступ к компенсации расходов на транспортировку продукции, расширится. Действующие правила предоставления субсидии (постановление правительства РФ от 26 апреля 2017 г. № 496) предусматривают возможность предоставления в 2020 году субсидии только организациям, заключившим соглашение с Минпромторгом России в 2019 году. Однако, учитывая большую востребованность данного механизма поддержки и сложившуюся ситуацию с поставками продукции, Минпромторгом России совместно с РЭЦ разработан и внесен в правительство Российской Федерации отдельный инструмент – проект постановления правительства Российской Федерации «О государственной поддержке организаций промышленности гражданского назначения в целях компенсации затрат на транспортировку продукции в связи со снижением деловой и потребительской активности на фоне распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Проект предусматривает в том числе и возможность компенсации затрат, связанных с хранением продукции на складах третьих лиц, из-за возникшей в связи с ограничениями, вызванными пандемией, невозможности своевременной поставки товаров покупателям (форс-мажор).
Также планируется расширение инструментов финансовой поддержки экспорта в части изменений существующего механизма предоставления субсидии из федерального бюджета Государственному специализированному Российскому экспортно-импортному банку (постановление правительства Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 566).
«В рамках антикризисных мер предложено в 2020 году предусмотреть возможность выдачи льготных кредитов организациям на финансирование оборотного капитала в рамках имеющегося экспортного контракта», - отметил министр.
Генеральный директор АО «РЭЦ» Вероника Никишина заявила, что «в условиях пандемии экспортеры оказались крайне зависимы от внешних факторов, поэтому в выборе незамедлительных «антикризисных» мер предпочтение было отдано механизмам поддержки, максимально адаптированным под запросы предпринимателей. Транспортная субсидия и механизм КППК уже являются понятными и востребованными со стороны экспортеров. Упрощение и расширение доступа к ним – даст гарантированный положительный эффект».
На постоянной основе ведется работа по дополнению комплекса антикризисных мер, направленных на обеспечение поддержки и стимулирования российских экспортно ориентированных предприятий, в том числе связанных с либерализацией экспорта.
Так, подготовлен новый проект постановления правительства Российской Федерации «О государственной поддержке организаций на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией и омологацией продукции на внешних рынках», который восстанавливает ранее существовавший механизм. Проектом постановления предусмотрена компенсация части затрат поставщиков на сертификацию продукции на внешних рынках (до 80 процентов затрат) и компенсация производителям продукции части затрат на омологацию продукции (до 50 процентов затрат). Компенсировать затраты можно за текущий год и не ранее второй половины предыдущего года.
Кроме того, дополнительно создана платформа поддержки российских экспортеров на базе оперативного штаба Минпромторга РФ по координации работы и выработке стратегических подходов к продвижению российской продукции на внешние рынки. Платформа объединяет возможности Минпромторга РФ, Российского экспортного центра, торговых представительств и субъектов Российской Федерации.
Пресс-служба Минпромторга РФ сообщила, что к настоящему моменту оказана поддержка свыше 1000 экспортёрам по различным экспортным проектам в странах присутствия торговых представительств.
Как показал анализ ведущих мировых практик, в условиях пандемии странами расширяется использование кредитных, страховых и гарантийных инструментов поддержки. Российская Федерация следует сложившимся в мировой практике тенденциям: большинство механизмов, используемых в зарубежных странах, либо уже применяются, либо находятся на стадии запуска.