goszakaz2024

helirus2024

ctt expo2024

vphr2024

rosmold plast2024

eltrans2024

army2024

termoob2024

sp tr expo2023

elrus 2024

biot expo2024

От «оборонки» - к воздушному туризму

dirizhabli1Мир на пороге нового дирижаблестроительного бума: разработки таких летательных аппаратов ведутся в большинстве стран, в числе которых и Россия. Почему аэростаты не устарели и могут стать конкурентоспособным транспортом, пояснили специалисты холдинга «Росэлектроника» (входит в госкорпорацию Ростех).
Среди перспективных российских разработок особое место занимает многофункциональный дирижабль ДП-3 грузоподъемностью 3 тонны (соответствует 20 пассажирам), разработанный Долгопрудненским конструкторским бюро автоматики (ДКБА), который входит в холдинг «Росэлектроника».
Пресс-служба госкорпорации Ростех отметила, что проект начинался в рамках оборонного заказа. Но впоследствии данный 70-метровый аппарат был перепроектирован в коммерческий дирижабль, который полностью отвечает международным правилам FAA-P-8110-2. ДП-3 может использоваться как для воздушного туризма, так и выполнения таких специализированных задач, как георазведка, доставка вахтовых команд на удаленные месторождения, летающая лаборатория-медсанчасть, спасательная платформа, мобильный рефрижератор, высотный патруль и т. д.

dirizhabli2На основе ДП-3 могут быть созданы малотоннажные дирижабли-«лоукостеры» для наращивания воздушного трафика в удаленных регионах с малой плотностью населения. Недорогие билеты на дирижабельные рейсы, несомненно, найдут свою клиентскую базу. Такие доступные воздушные мосты повысят мобильность населения и будут способствовать экономическому развитию удаленных от промышленных центров территорий.
Особое место занимают дирижабли линзообразной формы, которая позволяет кораблю развивать более высокую скорость. Наибольшую известность получил проект радиоуправляемой «тарелки» – прототипа «АНЮТА» с объемом оболочки 520 куб. м, скоростью полета до 70 км/ч и дальностью полета 80 км со 100 килограммами полезной нагрузки на борту. Дирижабль разрабатывался как универсальная аэростатическая платформа для решения широкого спектра задач – от высотного мониторинга и патрулирования до загоризонтной радиолокации и борьбы с беспилотными летательными аппаратами.
Один из флагманских проектов дирижабля линзообразной формы – «Аэросмена», также разработанный инженерами ДКБА. Конструкторы предложили аванпроект линейки многофункциональных аэростатических транспортных летательных аппаратов с грузоподъемностью от 20 до 200 тонн. Этот дирижабль сможет беспосадочно лететь на крейсерской скорости до 200 км/ч на 5 тыс. км. Ключевым dirizhabli3элементом корабля «Аэросмена» разработчики считают многоконтурную «интеллектуальную» систему управления, обеспечивающую полет по курсу и нивелирующую воздействие любых боковых и опрокидывающих воздушных потоков. Многофункциональность дирижабля «Аэросмена» достигается в основном за счет сменных грузопассажирских модулей различного назначения. Это и медицинский блок, и комплекс пожаротушения, и пассажирский салон, и грузовая платформа с погрузочно-разгрузочными механизмами, и авиа- или «дрононосец» и т.д.
Руководство «Росэлектроники» призналось, что в настоящее время ведутся работы над дирижаблем-контейнеровозом, использование которого позволит значительно удешевить грузовые контейнерные перевозки. Особое направление проектных работ связано с созданием беспилотных стратосферных дирижаблей, предназначенных для выполнения широкого спектра задач – от ретрансляции сигнала, мониторинга территорий, картографических фиксаций до строительства стратосферных аэростатических «баз» специального назначения.
В сегодняшних проектах дирижаблей для обеспечения альтернативного балластирования корабляdirizhabli4 используются различные решения. В одних случаях – процесс компримирования/декомпримирования, или, иначе говоря, сжатия несущего газа в специальные емкости, что лишает корабль плавучести, или, наоборот, высвобождение летучего газа для наполнения оболочки. В других – термобалластирование, когда подъемная сила регулируется за счет прогрева несущего газа. Необходимо отметить, что поиск альтернативных решений в этом направлении не останавливается.
Дирижабли с системой активной балластировки могут выполнять погрузочно-разгрузочные операции в полевых условиях и даже в режиме зависания. При этом появится возможность осуществлять транспортировку по схеме «от двери до двери», например доставлять собранную гидротурбину прямо от завода до ГЭС.
Высокая маневренность, сверхнизкий путевой расход топлива, относительно невысокая стоимость, повышенная весовая отдача при движении со скоростью 120–150 км/ч позволят дирижаблю-грузовозу стать серьезным конкурентом для авиационного, автомобильного, железнодорожного и даже морского транспорта.