compozit2024

info space2024

go digital2024

gnu2024

iip2024

kmu 2024

goszakaz2024

helirus2024

ctt expo2024

vphr2024

rosmold plast2024

eltrans2024

army2024

sp tr expo2023

Задать талантам правильный вектор развития

inter1Председатель Координационного совета разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры, электронной компонентной базы и продукции машиностроения Союза машиностроителей России, директор по внешним коммуникациям АО «Росэлектроника», профессор Финансового университета при Правительстве РФ Арсений Брыкин рассказал о реализации приоритетных проектов в рамках стратегии развития интегрированных структур и предприятий в подготовке кадров для цифровой экономики с точки зрения Hi-Tech оборонно-промышленного комплекса.
- Арсений Валерьевич, какие специальности на сегодняшний день являются дефицитными для радиоэлектронного комплекса?
- Перечень специальностей, которые остаются дефицитными для радиоэлектронного комплекса, за последние пять лет, практически не поменялся: управленческие, экономические, более 12 инженерных профессий, рабочие специальности.
- Почему работодателям все труднее нанимать молодежь?
- Согласно статистике, работодатели испытывают все больше трудностей с подбором сотрудников из-за отсутствия у молодёжи практических навыков, знаний производства и коммуникативных навыков.
Проблема в том, что для нового поколения сотрудников основным источником информации остаются социальные сети, информационные, новостные сайты, загружающие человека потоками пустой информацией на 90 % а то, и на 100%. А для решения производственных задач требуются навыки живого общения, которых явно не достает. Наблюдения показывают, что люди, которые вовлекаются во все это, не способны повышать ни скорость мышления, ни его глубину.

В ходе социологического опроса, были выявлены требования к подрастающему поколению сотрудников, более чем от пятисот генеральных директоров оборонно-промышленного комплекса: владение набором знаний и навыков, способность к прогнозированию, умение выполнять предписание по реализации процесса, готовность принимать оригинальные решения, способность выделять общесистемные связи, а также креативность и способность к созиданию.
Данное описание подходит скорее «универсальному солдату», и все критерии к отдельно взятому человеку применять сложно: с одной стороны, - хотят креатива и способности к созиданию, с другой - строгого выполнения предписания по реализации процесса. Те, кто склонен к креативу реально сделает ошибки в многошаговом предписании, - и они могут быть весьма критичными.
Руководители предприятий, несмотря на кадровый голод, не могут четко ответить на вопрос — какие конкретно специалисты им нужны, и на какие рабочие места. Когда, директор предприятия, призывая, - «учитесь дети, нам нужны перспективные кадры», а на банальные вопросы, - «кто конкретно?», «чем я буду заниматься?», и, «сколько будут платить?» - ответить не может, происходит некая девальвация понятий.
- Если молодежь не устраивает ни в личностном плане, ни в профессиональном, стране не нужно то количество специалистов, которое выпускают российские вузы, что же с этим делать?
- Вот некоторый подход, который лег в основу подготовки кадров в том числе для цифровой экономики, с точки зрения Hi-Tech оборонно-промышленного комплекса. Мы разработали стратегию развития интегрированных структур и предприятий, которая распаковывается на инвеститционные проекты, реализующие предприятиями самостоятельно или через госпрограммы.
Механизм реализации стратегии предполагает дополнение инвестиционного проекта, помимо обязательной по закону проектно-сметной документации, анализом специальностей и профессий, без которых этот проект невозможно реализовать. Для успешности процессно-функциональной парадигмы управления инновационной платформой мы акцентируем внимание на тесном взаимодействии и переплетении между собой процедур планирования, диагностики и управления рисками.inter2
На выходе мы получаем техническое задание для российских вузов с набором специализированных образовательных программ, алгоритмом отбора студентов по квотам, связанным с целевым набором по тем или иным специальностям.
- «Утечка мозгов» стала прямой угрозой экономической безопасности страны. Арсений Валерьевич, Вами была предложена модель, признанная лучшей базовой практикой АСИ по работе оборонных предприятий по работе с вузами. Расскажите подробнее, в чём заключается суть этой идеи?
- Если мы отправляем студентов на стажировку в Европу, это, извините, похоже на гуманитарную помощь. Другое дело, когда мы отправляем студентов-сотрудников уже конкретных предприятий, знающих на какой проект они заточены, и какова роль их в данном проекте. Студент, понимая зачем и для чего он приехал, возвращаясь с определенными знаниями и опытом, будет иметь хорошие карьерные перспективы на российских Hi-Tech предприятиях. Синхронизация происходит не только в сторону образовательных программ, но и в сторону развития стратегии вуза. Ведь за последние пять лет вузы весьма изменились, кто-то стал НИЦ, кто-то получил федеральный статус, многие получили серьезные финансовые дотации со стороны государства. То, что сделали мы, совместно с ведущими техническими вузами, на сегодняшний день является лучшей методикой синхронизации стратегий развития промышленных предприятий и системы образования. Данная модель по подготовке кадров была предложена мною в 2014 году, и стала одной из лучших практик АСИ в части подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей промышленности, по которой работает не только Росэлектроника, но и целый ряд предприятий Hi-Tech по всей стране.
Было закуплено оснащение для научно-образовательных центров, что позволило студентам обучаться на оборудовании, комплементарное тому, что мы сделали совместно с ведущими техническими вузами на наших базовых СВЧ-предприятиях. Это позволило им стать партнерами наших предприятий в части исследований и разработок востребованных и конкурентоспособных перспективных технологий.
- Сегодня HR собирают информацию из открытых источников о человеке группируя профили кандидатов из разных соцсетей. Кадровик находит общую информацию о кандидате, может ли эта информация характеризовать его профессиональные навыки?
- Конечно, просмотр профиля влияет на принятие решения, относительно кандидата, включая несоответствие информации в резюме и социальном профиле. Важнее, правильно обозначить профессиональные навыки и умения в резюме, подтверждённые результатами профессиональных квалификационных экзаменов, повышающие конкурентоспособность работника на рынке труда.
Возвращаясь к теме утечки сотрудников за рубеж следует отметить такие важные аспекты проблемы, как потеря связи с реальностью, с точки зрения рисков подготовки кадров. Опираясь на исследования, проведенные нами, совместно с кафедрой психологии МГУ и департаментом социологии Финансового Университета была выявлена проблема социализации молодых inter3людей, которая в большей степени проходит в соцсетях, нежели в кругу общения реальных людей. Социальные роли, рождают не только раздвоение личности, но и психологическую дезориентацию, и таких сотрудников крайне нежелательно допускать на оборонные производства.  Сегодня, среднестатистический школьник, будущий сотрудник цифровой экономики одновременно пребывая в школе, может находиться в сети, и, если там нет наставников, нет работодателей, то кто там есть? Те, кому не лень общаться на тему: что такое хорошо, и что такое плохо, те, кто формируют миропонимание, систему ценностей и привязку к тем или иным брендам. Вот и получается, что вырастают наши дети, — уже «не наши», но прокаченные другой системой ценностей и координат. А это, с точки зрения кибервоин, вполне себе массовое оружие, которое нужно учитывать при подготовке и отборе кадров, в том числе и органам, обеспечивающим безопасность.
Проводя большую работу с вузами, в том числе Всероссийскую акцию «Неделя без турникетов», в рамках проекта «Работай в России!», конкурс IT-прорыв, форум «Инженеры будущего», мы видим, как много в России талантливых ребят. Так что взгляд на кадровое обеспечение российской промышленности в эпоху цифровой экономики —  вполне позитивный. Важно этим талантам задать правильный вектор развития, предоставив им адекватный выбор смысла и пользы от результатов своей учебы и трудовой деятельности, что полностью соответствует ключевой задаче наших начинаний в рамках проекта «Работай в России!»

Аннета Васильева,
Агентство Интеллектуальных Ресурсов
www.airlogos.ru