info sochi2022

sil rossia2022

digit econom2022

sirpirmir2022

army2022

exporus serb22

cryo expo22

hterm2022

eltrans2022

usi2022

promweekkz22

nevakon2022

agrosalon2022

nvart neftegaz2022

stim2022

exporel22

mst2022

ipx2022

uzstroy expo2022

gassuf 22

monetec2022

met expo2022

roboweek2022

rosprom22

transtec2022

rus-viet2022

uzbuild2023

compozit2022

puexpo2022

Развитие российского транспортного машиностроения возможно только при наличии долгосрочного спроса на продукцию

trans3-1Реализация обновленной Стратегии транспортного машиностроения, разработанной ИПЕМ, при наличии государственной поддержки позволит к 2030 году довести долю российских производителей на внутреннем рынке до 92%, производителей комплектующих – до 85%.
Владимир  Савчук, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), выступил с докладом «Перспективы реализации Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации до 2030 года» в ходе IV международной конференции «Рынок железнодорожного подвижного состава».

Свое выступление эксперт начал с анализа структуры российского транспортного машиностроения. По данным на 2012 год, в общей стоимости отгруженной продукции (услуг) производство грузовых вагонов составляло 33%, услуги по ремонту – 27%, производство запчастей – 13%, локомотивов – 11%, моторных вагонов – 9%, пассажирских вагонов – 6%, транспорта для ремонта – 1%.
В ходе доклада Владимир Савчук выделил основные препятствия к развитию транспортного машиностроения, преодолеть которые призвана обновленная Стратегия.
Системной проблемой транспортного машиностроения является отсутствие долгосрочного оплаченного спроса на современный отечественный железнодорожный и городской рельсовый подвижной состав. В среднесрочной перспективе российские предприятия столкнутся с отсутствием возможности конкурировать с зарубежными производителями по экономическим условиям приобретения машиностроительной продукции.  Еще одна из серьезных проблем – отсутствие отечественного производства высококачественных комплектующих.trans3-2
Владимир Савчук отметил, что составляющие системной проблемы различаются в зависимости от сферы отрасли. Так, развитие локомотивостроения и производства трамвайных вагонов тормозится из-за отсутствия долгосрочного оплачиваемого спроса. При этом, как заметил эксперт, что парки подвижного состава давно нуждаются в обновлении.
В сфере производства вагонов метрополитена ситуация иная – долгосрочный оплачиваемый спрос существует, но перед отечественными производителями стоит проблема конкуренции с зарубежными корпорациями при тендерной системе закупок на равных экономических условиях.
Основными задачами Стратегии являются:
• обеспечение роста потребления на внутреннем рынке продукции отечественного транспортного машиностроения
• стимулирование эффективного инвестиционного процесса в отрасли
• стимулирование разработки и производства инновационного подвижного состава
• повышение конкурентоспособности продукции транспортного машиностроения на внутреннем и внешнем рынках
• обеспечение условий для роста объемов экспорта продукции отечественного транспортного машиностроения
• развитие рынка ключевых высокотехнологичных комплектующих
• совершенствование кадровой политики в отрасли и обеспечение транспортного машиностроения квалифицированными кадрами
trans3-3Согласно расчетам ИПЕМ, среднегодовой объем российского рынка подвижного состава к 2020 году составит 630 млрд. руб., к 2030 году – 737 млрд. руб. (для сравнения – в 2012 г. он составлял 465 млрд. руб.). При наличии государственной поддержки доля российских производителей на российском рынке вырастет  к 2020 году до 90% к и в 2030 году достигнет 92% к 2030 г. Отсутствие поддержки государства снизит этот показатель с нынешних 80% до 59% к 2020 году и до 50% - к 2030 году. Доля российских комплектующих также может значительно измениться: вырасти к 2020 году на 40 п.п. при наличии господдержки (с 45% до 85%) и уменьшиться практически в два раза (до 25% с последующим снижением до 20% к 2030 году) при ее отсутствии.
По словам Владимира Савчука, успешная реализация Стратегии приведет к повышению эффективности транспортной системы, росту конкурентоспособности предприятий транспортного машиностроения, развитию обрабатывающих отраслей промышленности и диверсификация экономики. В долгосрочной перспективе транспортное машиностроение способно внести существенный вклад в рост ВВП и развитие экономики.