interpolitex2018

con crimea2018

award-logo

kpda2018spb

river2018

opk2018

cryo2018

machinary2018

slav forum2018

nedra yakutii2018

metallexpo2018

oil gas2018

pta ural2018

energy food2018

it food2018

tr week2018

rosprom2018

rospromforum2018

metrolexpo2019

milex2019

Перспективные разработки компаний нанотехнологического сектора

opzht rosnano119 декабря в Москве состоялось совместное совещание Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» и Фонда инфраструктурных и образовательных программ группы РОСНАНО, посвященное перспективным разработкам компаний нанотехнологического сектора для производителей железнодорожной техники.
Совещание прошло под председательством президента НП «ОПЖТ», члена правления ОАО «РЖД», старшего советника генерального директора-председателя правления ОАО «РЖД» Валентина Гапановича и заместителя генерального директора по стратегии Фонда инфраструктурных и образовательных программ группы РОСНАНО Алексея Качая.
Пресс-служба НП «ОПЖТ» сообщила, что в работе совещания приняли участие более пятидесяти ведущих специалистов предприятий железнодорожной отрасли, среди которых представители холдинга ОАО «РЖД», представители машиностроительных предприятий и организаций, эксплуатационных и ремонтных компаний, эксперты, ученые, специалисты НИИ железнодорожного транспорта, а также представители СМИ.

В своем вступительном слове Валентин Гапанович отметил, что российская железнодорожная отрасль нуждается в новых перспективных разработках, в основе которых лежит материальное производство и которые имеют оптимальную стоимость. «Российская железнодорожная отрасль цифровизируется, пересматривает многие подходы к содержанию технических средств и инфраструктуры, и открыта для инновационных предложений», - заявил Валентин Гапанович.  
Алексей Качай, заместитель генерального директора по стратегии Фонда инфраструктурных и образовательных программ группы РОСНАНО, рассказал о принятой организацией стратегии, один из аспектов которой называют «конвейер инноваций» -  путь от лаборатории до массового производства конкурентоспособной продукции в сфере нанотехнологий.  При этом Алексей Качай отметил особое значение встречи с НП «ОПЖТ», в рамках которой Фонд получит обратную связь, обеспечивающую взаимопонимание сторон по многим вопросам, в том числе, техническим.
opzht rosnano2Руководитель направления федеральных проектов Фонда инфраструктурных и образовательных программ группы РОСНАНО Артем Рыбалко представил результаты работы организации в рамках формирования инновационной инфраструктуры Российской Федерации. Он напомнил, что Фонд инфраструктурных и образовательных программ входит в состав Группы РОСНАНО и занимается инфраструктурной деятельностью. Созданный в 2010 году, к сегодняшнему дню Фонд создал 15 наноцентров и 8 технологических инжиниринговых компаний, реализовал более 160 образовательных программ в сфере наноиндустрии и внедрил 12 региональных и 8 отраслевых программ стимулирования спроса. Только в рамках сотрудничества с ОАО «РЖД» Фонд содействует развитию таких проектов как  электростанция на основе солнечных тонкопленочных модулей на железнодорожном вокзале в г. Анапа;  светодиодное освещение объектов инфраструктуры; опоры контактной сети, армированные композитной арматурой; композитные консоли контактной сети; системы очистки ливневых и промышленных стоков.
В продолжение заседания выступил Сергей Волков менеджер по проектам ООО «Нанотехнологический центр композитов» - производственно-инжинирингового центра, решающего широкий круг задач в сфере изготовления изделий из полимерных композиционных материалов. Он рассказал о применении композитной продукции в инфраструктурных проектах железнодорожной отрасли, в частности, о разработке и изготовлении консоли контактной сети из ПКМ, разработке и изготовлении композитных опор, усилении конструкций системой  FIBARM на основе углеволокна, разработке системы водоотведения MONSTERLOT и др. Так, применение композиционных материалов в конструкции консоли позволяет отказаться от использования изоляторов за счет диэлектрических свойств стеклопластика, тогда как снижение массы упрощает монтаж, а коррозийная стойкость материала повышает долговечность.
О преимуществах технологии плазменной закалки и карбонизации технологического оборудования рассказал заместитель директора НПК «Индустриальные инновации» Эдуард Агафонов. В частности, он представил установку ручной плазменной закалки УДГЗ-200, которая допускает ручное, автоматизированное и роботизированное ведение процесса. При этом закалка не деформирует и не портит поверхностей и  часто производится в процессе финишной операции, отметил докладчик.  Например, применение плазменной закалки узлов тележки вагонов позволяет добиться снижения  износа контактных поверхностей в 10 раз для буксового проема боковины тележки и подпятника надрессорной балки.
Коммерческий директор ООО «Гален» Ильнар Халимов рассказал о композитных решениях компании для строительства и модернизации железнодорожной инфраструктуры. Среди преимуществ композитных материалов он перечислил долговечность конструкции, низкие затраты на обслуживание,  защиту от ультрафиолета, диэлектрические свойства и др. Докладчик также представил примеры разработок, в которых были использованы композитные материалы: опоры контактной сети, железнодорожные платформы, шумозащитные экраны и др.
Генеральный директор ООО Научный Центр «СТК» (Группа компаний TSMGROUP) Александр Шатов рассказал об инновационных энергосберегающих материалах для строительства и модернизации железнодорожной инфраструктуры, в частности, о жидком наноутеплителе, в основе состава которого керамические вакуумные микросферы. Наноутеплитель подходит для использования на нестандартных поверхностях и позволяет добиться повышения теплотехнических параметров, снизить эксплуатационные расходы оборудования и др.   
Об опыте применения на инфраструктурных объектах антиобледенительного покрытия «ЭПИЛАМ» рассказал генеральный директор ООО «Автостанкопром» Абдурашид Вохидов. Покрытие представляет собой наносодержащую антиобледенительную композицию с антиадгезийными и гидрофобными свойствами. Антиобледенительные свойства покрытия сохраняются до -55 градусов в течение длительного времени (до 720 часов).
Доклад «Маркировка и учет металлических узлов и агрегатов» презентовал руководитель проектов RFID проектов ООО «Технология идентификации» Глеб Коновалов. Он рассказал о вариантах маркировки, их технических особенностях и преимуществах. В частности, среди преимуществ радиометок он перечислил нетребовательность перед физическим загрязнением, возможность считываться автоматически посредством радиообмена и возможность индивидуального учета для каждого объекта.
Валентин Гапанович отметил актуальность и перспективность представленных предложений и призвал ускорить процесс работы по их внедрению в железнодорожной отрасли. Президент НП «ОПЖТ» также предложил Фонду инфраструктурных и образовательных программ группы РОСНАНО продолжить активную совместную работу в этом направлении и провести повторное совместное совещание в марте 2018 года, в ходе которого презентовать достигнутые результаты.