compozit2024

info space2024

go digital2024

gnu2024

iip2024

kmu 2024

goszakaz2024

helirus2024

ctt expo2024

vphr2024

rosmold plast2024

eltrans2024

army2024

sp tr expo2023

Подготовка инженерных кадров в условиях цифровой экономики

01С каждым годом растут сферы реализации цифровой экономики, и к числу наиболее развитых можно отнести: электронный бизнес; интернет-банкинг; интернет-реклама; интернет-игры; образование; телекоммуникации; информационные системы; промышленность; электронные услуги органов государственной власти. Цифровизация - это магистральный путь российской экономики с 2016 года.
Важная составляющая цифровой экономики - человеческий ресурс. Знание информационных технологий и умение работать с ними является залогом успешного трудоустройства в целом, и обязательным условием работы в компании, являющейся производителем товаров и услуг, в частности. Иными словами, сегодня, как никогда, остро стоит вопрос о необходимости реформировать систему подготовки кадров. Наблюдается колоссальный кадровый разрыв - «провал» рынка труда.
Пятьдесят лет назад появился термин «непрерывное образование». Концепция «обучения длиною в жизнь» как нельзя лучше вписывается в сегодняшнюю картину рынка труда: человек вынужден постоянно интеллектуально развиваться и повышать уровень своих знаний, приобретать новые навыки, чтобы оставаться конкурентоспособным.

Но если в частном порядке соответствие спросу рынка труда - это вопрос индивидуального желания, амбиций и возможностей человека, то проблема, стоящая перед работодателем гораздо сложнее.
У предприятия 2 потребности:
1) Потребность в квалифицированных кадрах для себя
2) Потребность в квалифицированных кадрах рынка, где применяется продукт предприятия
Раскроем эту проблему на конкретном примере предприятия – реального сектора цифровой экономики, с его задачами и нуждами в условиях нового мира.
Московский завод тепловой автоматики (далее - МЗТА) - предприятие с вековой историей, занимается разработкой и производством программно-технических комплексов для решения задач по автоматизации и диспетчеризации инженерных систем и технологических процессов.  
И, как всякое предприятие, занимающееся инновационной деятельностью, МЗТА постоянно испытывает острую нехватку квалифицированных кадров. 02
МЗТА разработали новый ПТК Комега – программно-технический комплекс для создания платформы Суперскада. Высокотехнологичный продукт, призвание которого - снять проблему межсистемного согласования оборудования различных инженерных систем в рамках автоматизации одного объекта. Инновационный центр «Сколково» одобрил МЗТА грант на развитие этого продукта. Грантовая программа рассчитана на 2 года. Перед предприятием встала задача удвоения кадрового потенциала.
На рынке есть программисты отдельных языков, не знающие скада-систем и работы ПТК в целом, а что касается технических специалистов – вузы выпускают инженеров стандартного профиля, которые редко соответствуют нынешним требованиям подготовки специалиста для сферы деятельности научно-технического центра МЗТА.
Безусловно, на рынке есть и высококвалифицированные специалисты, но они стоят очень дорого, и малое предприятие не может себе их позволить.
Каким образом выходить из ситуации нехватки кадров?
Можно готовить кадры для себя самостоятельно.
На работу принимается студент последних курсов, к нему приставляется наставник, и обучает его сразу в рабочем процессе. Например, приняли студента в отдел техподдержки, а через 3 года он уже в отделе разработки. Таким образом на заводе за 7 лет из студентов выросли генеральный директор одного из подразделений и начальник отдела технической поддержки.
За год-два работы на таком предприятии как МЗТА, уровень квалификации вчерашнего студента вырастает вдвое-втрое, и он уже может претендовать на более высокую зарплату, как подготовленный специалист. По мере того, как растет квалификация такого сотрудника, растут и его карьерные перспективы внутри компании и, соответственно, зарплата.
Что касается подготовки кадров для рынка труда, при заводе есть Учебный центр МЗТА, оборудованный учебными стендами, на которых инсталлированы программно-технические комплексы собственного производства. Точные копии этого учебного центра размещены в 8 ведущих технических вузах (МГСУ, МГТУ «Станкин», МГТУ им. Баумана) Москвы, и в планах у завода еще 30 вузов России.
Стоимость одного учебного стенда – 100 000 рублей. В каждом вузе оборудуется класс из 8 стендов, на каждом стенде одновременно могут заниматься 2 человека, т.е. в лаборатории 16 студентов одновременно могут обучаться работе с современными программно-техническими комплексами для автоматизации объектов. Стенд симулирует автоматизированную работу оборудования систем отопления, вентиляции или технологических процессов.
Это достаточно широкая практика, когда вендоры ставят свои учебные стенды в вузах и готовят кадры на своем оборудовании. Другое дело, что у разных вендоров разные возможности.
Например, глобальный производитель комплексного оборудования может позволить себе оснастить все московские вузы по высшему разряду, таким образом, заранее подготовить себе готовых специалистов, знакомых с их оборудованием и тонкостями работы с ним.
Помимо взаимодействия с высшими учебными заведениями, важно обращать внимание и на школьников. МЗТА проводит экскурсии и вводные лекции по автоматике для учащихся инженерных классов московских школ. Студентам профильных колледжей и вузов предоставляется место для прохождения практики, с собственной программой обучения, нередко с последующим трудоустройством.
К тому же, на базе учебного центра МЗТА, реализуются программы повышения квалификации уже готовых специалистов, работников инжиниринговых компаний, проектных организаций: инженеров, программистов, наладчиков оборудования. Есть несколько программ обучения. Курсы лекций и практических занятий для инженеров и ряд тематических семинаров для проектировщиков.
Фактически, предприятие-разработчик и производитель, как МЗТА, вполне может называться кузницей кадров. Во-первых, с позиции подготовки кадров для себя – от сотрудника отдела технической поддержки до специалиста отдела разработки. Во-вторых, с позиции повышения квалификации кадров рынка автоматизации путем прямого обучения в учебном центре. В-третьих, с позиции косвенного обучения будущих специалистов путем организации лаборатории с учебными стендами в профильных вузах.
Кадровый потенциал – ключевой фактор производства в цифровой экономике, и обеспечение цифровой экономики компетентными кадрами. И это задача не только Министерства образования и науки РФ, но и каждого отдельного предприятия, особенно это касается тех предприятий, которые входят или уже вошли в цифровую экономику и создают отечественные инновационные решения для разных отраслей народного хозяйства.
Список литературы:
1. Шмелькова Л.В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее / Л.В. Шмелькова // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. – 2016. – № 8. – С.1-4.
2. Черемисина Н.Е., Белага В.В., Крейдер О.А., Кирпичева Е.Ю / Адаптивная стратегия подготовки кадров для задач цифровой экономики в государственном университете «Дубна» // Н.Е. Черемисина, В.В. Белага,  О.А. Крейдер, Е.Ю. Кирпичева // Современные информационные технологии и IT-образование – 2017. – № 2. – С. 140-145.
3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р) // Static.government.ru.

Вера ГРИГОРЬЕВА