compozit2024

info space2024

go digital2024

gnu2024

iip2024

kmu 2024

goszakaz2024

helirus2024

ctt expo2024

vphr2024

rosmold plast2024

eltrans2024

army2024

sp tr expo2023

Развитие законодательства Российской Федерации в области отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции

00Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» - «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX века. Новую жизнь понятие получило в начале XX века в научных работах австрийского и американского экономиста Йозефа Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Йозеф Шумпетер был одним из первых учёных, кто в 1900-х гг. ввёл в научное употребление данный термин в экономике.
    В настоящее время Федеральным законом 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ
«О науке и государственной научно-технической политике» введено определение понятию «инновация», под которой понимают введенный
в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод
в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

    Практически одновременно был принят Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в статье 4 «Информационное обеспечение закупок» которого указано, что критерии отнесения товаров, работ, услуг
к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» с учетом утвержденных Президентом Российской Федерации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечнем критических технологий Российской Федерации.
    Реализация данного Федерального закона была выражена приказами федеральных органов исполнительной власти «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции»:
приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. № 1618 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отрослям, относящимся к установленной деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 01
от 1 ноября 2012 г. № 881 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;
приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14 декабря 2012 г. № 768 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 31 июля 2013 г. № 514н «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;
приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 10 октября 2013 г. № 286 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;
приказ Федеральной миграционной службы от 15 апреля 2014 г. № 330 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;
приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
от 18 августа 2014 г. № 323 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;
приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 25 августа 2015 г. № 261 «Об утверждении Критериев отнесения товаров, работ, услуг
к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;
приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № 1026 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции».
    Если обратить внимание на сроки подписания приказов, то можно выделить приказы Минпромторга России, Минобрнауки России (в настоящее время Министерство науки и высшего образования) и МЧС России, чьи приказы вышли практически одновременно и существенно раньше приказов других федеральных органов исполнительной власти.
    В соответствии с положением о Министерстве промышленности
и торговли Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438, данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного
и оборонно-промышленного комплексов и т.д.
Учитывая, данный факт представляется целесообразным выделить приказ данного министерства как «базовый» и провести сравнительный анализ.
Данным приказом утверждаются следующие критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции:
потребительские свойства (в том числе функциональные характеристики) товара являются новыми и (или) превосходят потребительские свойства (в том числе функциональные характеристики) ранее производимых товаров;
при производстве товара используются впервые внедренные результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
потребительские свойства товара являются улучшенными по сравнению с имеющимися аналогами или, в отсутствие прямых аналогов, имеются качественно новые потребительские (функциональные) характеристики, в том числе повышающие конкурентоспособность товара, или новый способ применения товара, позволяющий расширить область его использования;
02при производстве товара используются только новое или модернизированное технологическое оборудование, технологические процессы или технологии, ранее не применяемые при производстве данного товара, или новых материалов, позволяющие улучшить технико-экономические, конкурентоспособные, эргономические, потребительские и иные показатели производимого товара;
при выполнении работы и оказании услуги используются впервые внедренные результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, и технологических работ, которые ранее не использовались при выполнении аналогичных работ и оказании аналогичных услуг;
выполнение работы и оказание услуги связано с изменениями в производственном процессе, использованием нового или модернизированного производственного оборудования и/или программного обеспечения, новых технологий;
работа выполняется и оказывается услуга в области, в которой ранее аналогичная работа и услуга не применялись;
работа и услуга являются новой, ранее не выполнявшейся и не оказывавшейся;
при использовании в производстве товара, выполнении работы, оказании услуги результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране;
при использовании в производстве товара, выполнении работы, оказании услуги новых научно-технических, конструктивных или (и) технологических решений.
Несмотря на широкий спектр применяемости в приказе Минпромторга России речь шла в разрезе потребительских свойств товара (в том числе функциональных характеристик), являющихся новыми или превосходящих потребительские свойства (в том числе функциональных характеристик) ранее производимых товаров.
В приказах МЧС России и Миноборнауки России применяется более широкий подход к критериям отнесения продукции к инновационной,
в частности, отдельно выделены критерии «внедрения товаров, работ
и услуг» и «экономический эффект реализации».
Критерии, утвержденные приказом Минпромторга России, характеризуются использованием при производстве товара, выполнении работ, оказании услуг результатов интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственности), и (или) новых научно-технических, конструкторских и (или) технологических решений.
В приказах МЧС России и Минобрнауки России данные критерии объединены в критерий «наукоемкость» инновационной продукции
и дополнительно характеризуется использованием при производстве товара, выполнении работ, оказании услуг высококвалифицированного интеллектуального труда.
Существенным отличием приказов являлось отсутствие в приказе Минпромторга России ссылок на соответствие инновационной и (или) высокотехнологической продукции приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники и (или) перечню критических технологий Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».
    Ссылка на утвержденные Президентом Российской Федерации приоритетные направления развития науки, технологий и техники 03
в Российской Федерации и перечень критических технологий Российской Федерации внесена в Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» лишь через 4 года Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ.
    При этом в действующих редакциях приказов соответствие приоритетным направлениям развития как критерий отнесено только
к высокотехнологической продукции.
    Еще одним существенным отличием является рассмотрение Миноборнауки России вопроса отнесения продукции (работ, услуг) к инновационной при ее соответствии совокупности критериев, а не отдельным критериям как в приказах Минпромторга России, МЧС России.
    В целом критерии, указанные в приказах Минпромторга России, МЧС России, Миноборнауки России, идентичны, что, учитывая сроки выходов приказов, говорит о возможной коллективной работе данных министерств.
    Хочется отметить, что понятие «совокупность критериев»
в последующем было использовано в приказе Минздрава России, а в приказе Минэнергетики России используется оборот «соответствие не менее 4 критериям».
    На общем фоне можно выделить приказ Минсвязи России, в котором дается более развернутое определение экономическому эффекту реализации товаров, работ, услуг, который характеризуется эффективностью освоения инновации, величиной спроса, рентабельностью, а также планируемым положительным экономическим эффектом реализации товаров, работ, услуг, обеспечивающим экономию временных и (или) материальных затрат или создающим условия для такой экономии, и отдельно выделяется наличие защиты патентных прав (если это применимо).
    В приказе Министерства энергетики Российской Федерации для инновационной и высокотехнологической продукции были установлены общие критерии. При этом критерий «экономический эффект» характеризуется снижением совокупных затрат при применении продукции
в сравнении с существующими аналогами (при наличии таковых) на всех стадиях ее жизненного цикла. И отдельно детально раскрыт уникальный критерий «высокий технический уровень».
    Приказы других ФОИВ, изданные в период с 2013 по 2015 года,
в целом близки по содержанию приказам МЧС России, Миноборнауки России, а порой и идентичны им.
    В дальнейшем приказом МВД России от 19 января 2017 г. № 20 приказ ФМС России от 15 апреля 2014 г. № 330 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции» признан не подлежащим применению.
 04   Спустя 8 лет во исполнение пункта 4.2 статьи 4 Федерального закона
2011 года № 223-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации
от 15 июня 2019 г. № 773 «О критериях отнесения товаров, работ, услуг
к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции» утверждены требования к критериям отнесения товаров, работ, услуг
к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции,
а также порядок их установления.
    В соответствии с данным постановлением критерии должны учитывать экономическую эффективность применения продукции, означающую прогнозируемое снижение затрат на решение задач (достижение целей) юридического лица (заказчика), за счет применения этой продукции, или прогнозируемую приемлемость затрат на решение задач (достижение целей), если потребность в решении задач (достижении цели) возникла у заказчика впервые, и соответствовать одному из следующих признаков:
прогнозируемая совокупная стоимость владения товаром, относимым
к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции, в заданном периоде эксплуатации товара ниже совокупной стоимости владения товаром в заданном периоде эксплуатации товара, ранее применявшегося заказчиком, либо соответствует уровню, приемлемому для заказчика, если аналогичный товар ранее не применялся заказчиком;
применение продукции обеспечивает снижение затрат на достижение целевого эффекта, требуемого заказчику, относительно затрат на достижение этого целевого эффекта без применения такой продукции.
Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции также должны учитывать новизну продукции, означающую наличие новых или измененных свойств продукции, и соответствовать одному из следующих признаков:
потребительские свойства товара являются улучшенными по сравнению с имеющимися аналогами или имеются качественно новые потребительские (функциональные) характеристики (в отсутствие прямых аналогов);
выполнение работ, оказание услуг связаны с существенными изменениями в производственном процессе, использованием нового или модернизированного производственного оборудования и (или) программного обеспечения, новых технологий, которые позволяют улучшить технико-экономические, эргономические, потребительские и иные значимые для заказчика показатели выполнения работ, оказания услуг;
продукция является принципиально новой.
    Данные требования к критериям фактически являются симбиозом критериев, утвержденных ранее приказами МЧС России, Минпромторга России и Миноборнауки России, с акцентом на экономическую эффективность применения продукции.
Порядок установления критериев был отдан на усмотрение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, и как следствие приказы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации остались без изменений.
    Переработке подверглись лишь приказы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (новая редакция от 17 февраля 2020 г. № 521) и Министерства энергетики Российской Федерации (новая редакция от 11 марта 2020 г. № 175).
    Были вновь изданы приказы Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 35, Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» от 7 ноября 2019 г. № 368, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 22 октября 2019 г.
№ 1/23-НПА.
Если проанализировать приказы, которые стали следствием постановления Правительства Российской Федерации от 2019 года № 773,
то можно сделать следующие выводы.
Приказы государственных корпораций по своему содержанию практически идентичны требованиям к критериям, утвержденным на правительственном уровне.
Критерии, утвержденные в новом приказе Минпромторга России менее детально, чем в предыдущей редакции, описывают требования
к инновационной продукции.
Министерство энергетики Российской Федерации переработало приказ под требования постановления Правительства Российской Федерации оставив из предыдущей редакции критерий «научно-техническая новизна» при отнесении продукции к инновационной. Также данный критерий утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации 31 января 2020 г. № 35.
Существенным отличием критериев, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации 31 января 2020 г. № 35, является отсылка, обусловленная спецификой выполняемых министерством задач. Так при рассмотрении вопроса экономической эффективности применения продукции дана расшифровка понятию «целевой эффект», под которым понимается военно-экономический (технико-экономический) эффект.
Проведя анализ нормативных актов, регламентирующих вопросы отнесения продукции, работ, услуг к инновационным, можно сделать вывод, что данный вопрос является важным для всех отраслей экономики страны. Как следствие его регулирование происходит на правительственном уровне.
Выработанный за период с 2011 по 2020 год подход к определению критериев в целом идентичен для всех ФОИВ и госкорпораций и является либо полной копией, либо симбиозом из ранее утвержденных критериев.

Василий ЕЛИСТРАТОВ,
Денис ПАНКОВ