exporus uzbek

eltrans2021

helirussia2021

industry4.0

zel ofis2021

wireless2021

eko2021

gazneft2021

metcon2021

mte2021

svyaz2021

expo rus kaz21

maks2021

army2021

uzbuild2021

icci2021

termo2021

power el2021

metallexpo2021

ecotech-leader

Новые рубежи компании УТС

01Компании УТС есть чем гордиться. За 10 трудовых лет ее коллектив заявил о себе, как о команде высокопрофессиональных специалистов, внедряющих новейшие методы тоннелестроения. В активе компании - более 50 проектов в таких сферах, как строительство нефтепроводов и газопроводов, строительство кабельных коллекторов, строительство водопровода, строительство канализации, строительство водостока, строительство теплосети, прокладка силовых кабельных линий. И повод для особой гордости – крупнейшая работа в Республике Крым, где тоннелестроители, по большому счету, стали первопроходцами.

Ставка на перспективные технологии
00Непростой год был для всей страны, сложности коснулись и строительную организацию ООО «УТС», в которой бывший генеральный директор и создатель фирмы, вложивший много сил в развитие компании - Николай Андреевич Агапов, на данный момент отстранён от рабочих дел фирмы по причине тяжело перенесенной коронавирусной инфекции (COVID-19). И даже несмотря на это, он всегда помогал и помогает коллективу мудрым и толковым советом.
Но настало время строить планы на будущее. Начиная разговор о грядущих делах, вспомним историю УТС.
Николай Агапов, создавая предприятие, делал ставку на специалистов, с которыми работал по 25 лет. Прежде они вместе трудились в разных организациях, которые возвели немало знаковых объектов во многих регионах России. Их правилом стало активное развитие новейших технологий. Когда в конце 90-х в Россию пришла новая технология микротоннелирование, Николай Андреевич и его единомышленники немедленно сделали ставку на эту перспективную технологию. Иначе и быть не могло! Ведь микротоннелирование позволяет прокладывать новые коммуникации, не затрагивая наземную городскую инфраструктуру или природный ландшафт.

Поработав во многих коллективах и добившись определенного успеха, Николай Андреевич созрел, как бизнесмен, и в 2010 году решил создать свою компанию, которая получила название «УТС». Начинала компания с малых объектов. И коллектив был невелик – 15-20 человек. С получением новых заказов команда увеличилась до 150 человек.
- Мы оправдываем название предприятия, - подчеркнул Николай Андреевич, - и стараемся коллектив не раздувать. А если быть откровенным - развить новую компанию в новых экономических условиях без хорошей финансовой поддержки очень тяжело. Выживаем только за счет своего профессионализма. У нас каждый специалист работает за троих. Стараемся брать не числом, а умением.
Первый объект компании был коллектор от подстанции «Первомайская». Затем ООО «УТС» выиграло у компании «Транснефть» тендер на строительство закрытых переходов конечного участка магистрального нефтепровода Ярославль - Москва. 02
Компания построила почти два километра сложнейших тоннелей для «Транснефти». Это были тоннели сложнейшей конфигурации, построенные в сложнейших горно-геологических условиях. И заказчик был очень доволен работой УТС. Кстати, «Транснефть» даже нанимала независимую экспертизу, которая скрупулезно обследовала тоннели и поставила оценку.
Отметим, что сотрудники компании периодически выезжают в командировки по обмену опытом. В частности, Николай Агапов и его коллеги побывали в Нью-Йорке, где ознакомились с новыми методами строительства метро. Российских специалистов поразила смелость инженерных решений американских коллег.
Затем представители компании летали в Мексику, где побывали на строительстве канализационного коллектора протяженностью 62 километра. По итогам этого турне руководство УТС сделало презентацию в правительстве Москвы, предложив новый вариант строительства метро.
Один из сложнейших объектов, на которых УТС пришлось применить весь накопленный опыт – Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. К работе на этом объекте УТС приступил в 2015 году. Тоннелестроителям было сложно и в то же время интересно справиться с поставленной задачей. Музей находится в центре столицы – и въезд, и выезд здесь весьма затруднены. Имеется масса препятствий – это и стесненность, и насыщенность коммуникациями.
03- Стартовая камера была тяжелая, - вспоминал Николай Андреевич, - Нашим специалистам пришлось изрядно повозиться. Три тоннеля, которые проходили специалисты ЦТС, были расположены на разных глубинах, в разных грунтах. А грунты в тех местах очень тяжелые. Один тоннель по плывунам шел, другой – по песку. Пришлось серьезно обдумать сложившуюся ситуацию и принять нестандартные инженерные решения.
И труд тоннелестроителей был оценен под достоинству! Когда министр культуры России Владимир Мединский проводил планерку по поводу строительных работ в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, директор музея Марина Лошак отметила, что наконец-то - после 4 лет работы - появился подрядчик, который успешно завершает затянувшееся строительство. Ведь на объекте уже два генподрядчика поменялись!
А затем коллектив УТС ждала трудоемкая и кропотливая работа на проходке под линией метро в районе станции метро Кропоткинская. Чтобы совершить эту проходку, специалистам УТС пришлось провести спецмероприятия. Инженерная мысль и профессионализм не подвели тоннелестроителей. Работа была сделана качественно!

Уникальный опыт крымской проходки
В августе 2017 года УТС начал работу на крымской земле. Компания выиграла тендер на строительство сервисного тоннеля для железнодорожного тоннеля. Специалистам УТС предстояла почетная задача - быть первопроходцами.
Сложное оборудование пришлось перебазировать на полуостров на пароме. Доставить проходческий щит Herrenknecht EPB 3-600 и это было весьма проблематично, так как перевозку оборудования УТС осуществляла впервые. В производственные планы внесла коррективы и погода. В сентябре, когда к Керченской паромной переправе подошла колонна с техникой компании, в проливе начался шторм. И тоннелестроители были вынуждены целую неделю ждать, когда утихомирится морская стихия.
Компания также столкнулась с тем обстоятельством, что регион технически отсталый и любую деталь достать здесь было тяжело. Болты, гайки и всю «мелочевку» везли с материка, железо-бетонные тюбинги из города Новомосковск Тульской области.
Начало проходки было обычным. Коллектив готовился построить сервисный тоннель стахановскими темпами – за 4 месяца. Накопленный опыт позволял трудиться такими темпами. Работа спорилась и первые 30 метров тоннелестроители прошли так, как было задумано.04
Но крымские грунты оказались «с изюминкой», которые пришлось осваивать опытным путем. Казалось бы, глина на пути должна быть стандартная – крепостью 3-4 группы. Но в ней присутствовали различные примеси, много органики и специалисты УТС могли дать нормальные темпы проходки. И «Тензит», который использовался для пригруза, не позволял быстро разогнать машину.
- Мы долго подбирали пену. - рассказывал Николай Андреевич, -  Приглашали в тоннель производителей «пены». Они ознакомились с нашей геологией. Но пена-антиглина, которую они производили, не особо нам помогла. В темпах проходки мы сильно не продвинулись.
Грунт со шнека выходил огромными кусками и скользил по конвейеру, приходилось вручную его проталкивать. И только при попадании в вагонетки и контакта с воздухом начинался процесс «кондиционирования» грунта.  После выдачи «на-гора» грунт под воздействием солнечных лучей менял цвет и становился крепким, так что при выгрузке из вагонетки приходилось применять физические усилия.
Неимоверными усилиями сложный участок был преодолен! Но далее на пути проходчиков попалось несколько участков с карстовыми пещерами, наполненными водой. Когда их вскрывали, то в течение 20-30 минут тоннелестроителей затапливало. И самое плохое в этой ситуации было то, что вода шла с мелкой крошкой. Вода была химически агрессивной. Поэтому начались отказы оборудования. И особенно – с ленточного транспортера, так как механизмы забивались, подшипники выходили из строя и приходилось сливать масло с проникшей крошкой.
Вдобавок, на месте проходки было крутое падение пластов. В январе 2018 года проходческий щит зажало. Пришлось проводить специальные мероприятия, задействовать дополнительную гидравлику. Когда тоннельщики находились внутри проходческого щита, то слышали, как на них сверху падает грунт. И такое испытание тоннелестроители преодолели!
Но и это было еще не все. Далее пошел жидкий грунт с достаточно высокой температурой. И руководство УТС стало всерьез задумываться над тем, чтобы не вывозить породу вагонетками, а ставить грязевые насосы. Был большой приток сероводорода - сказывалась близость грязевого 05вулкана.
Когда проходчики снова столкнулись с крутопадающим пластом, где сверху были твердые грунты, а снизу - большое количество органических отложений, в плане и в профиле, началось неконтролируемое падение щита. И много времени ушло на то, чтобы это препятствие преодолеть. Но пока эту просадку проходили - подвижные грунты сыграли с тоннелестроителями злую шутку. Щит второй раз зажало! Два месяца проходчики пытались расталкиваться. Грунты вели себя неоднозначно. Выработать какую-то цикличность было невозможно. Щит то ехал с нормальной скоростью, то неожиданно останавливался. Порой тоннелестроители сутки расталкивали щит, чтобы пройти 5-6 сантиметров. Штатная гидравлика уже не справлялась. Однако сотрудники УТС нашли правильное техническое решение и начали действовать нестандартно.
Пришлось ставить на щит дополнительную автономную маслостанцию. Специалисты добавили 13 гидроцилиндров, общее усилие продавливания составило 2000 тонн. врезать в щит дополнительные штуцера. Смонтировали автоматизированную систему подачи смазки. Но вместо бентонита пришлось закупить химический реагент «антиглина» и закачивать его за оболочку щита. Дополнительная маслостанция и химия помогли продолжить проходку.
Что характерно – Николай Андреевич приглашал на консультации многих высококлассных специалистов, но никто ничего путного тоннелестроителям не подсказал. Руководитель УТС собирал технические советы и обращался за помощью. Ему отвечали – экспериментируйте, а там как получится, так и получится. А что может получиться, если грунты в Крыму, как слоеный пирог? Через метр-три проходки обстановка кардинально изменяется. Постоянно приходилось придумывать, изобретать.
Тоннелестроителям было весьма досадно, что так получилось. Ведь они рассчитывали на другие темпы проходки. Но, что поделаешь - крымские грунты не позволяют дать большой скорости.
- Признаюсь, что в результате преодоления всех этих препятствий приобретен бесценный опыт, - подытожил бывший руководитель компании.
-  Мы ведь собираемся и дальше продолжать работу в Крыму. Внесем конструктивные изменения, учитывая весь наш накопленный горький опыт. Думаю, что работа на следующих объектах будет идти без подобных проблем, – поделился генеральный директор.
В наступающий 2021 год генеральный директор компании УТС смотрит с оптимизмом. Ведь впереди – плодотворная работа на объектах Новой Москвы и на Юге России. Но руководитель компании считает, что об этом говорить пока рано. Будут результаты – тогда и продолжим разговор!

Сергей РЯБОВ