prio2019

yugtrans2019

meteco2019

yugorprom2019

itopk2019

compozit expo2019

exporus uzbek

eltrans2019

met con2019

metrolexpo2019

milex2019

helirussia2019

promforum36

promlight2019

arwe2019

dpt mvd2019

gnt2019

army2019

termo2019

prom robot2019

miningmet2019

interpol2019

met expo2019

Подготовка инженерных кадров в условиях цифровой экономики

01С каждым годом растут сферы реализации цифровой экономики, и к числу наиболее развитых можно отнести: электронный бизнес; интернет-банкинг; интернет-реклама; интернет-игры; образование; телекоммуникации; информационные системы; промышленность; электронные услуги органов государственной власти. Цифровизация - это магистральный путь российской экономики с 2016 года.
Важная составляющая цифровой экономики - человеческий ресурс. Знание информационных технологий и умение работать с ними является залогом успешного трудоустройства в целом, и обязательным условием работы в компании, являющейся производителем товаров и услуг, в частности. Иными словами, сегодня, как никогда, остро стоит вопрос о необходимости реформировать систему подготовки кадров. Наблюдается колоссальный кадровый разрыв - «провал» рынка труда.
Пятьдесят лет назад появился термин «непрерывное образование». Концепция «обучения длиною в жизнь» как нельзя лучше вписывается в сегодняшнюю картину рынка труда: человек вынужден постоянно интеллектуально развиваться и повышать уровень своих знаний, приобретать новые навыки, чтобы оставаться конкурентоспособным.

Но если в частном порядке соответствие спросу рынка труда - это вопрос индивидуального желания, амбиций и возможностей человека, то проблема, стоящая перед работодателем гораздо сложнее.
У предприятия 2 потребности:
1) Потребность в квалифицированных кадрах для себя
2) Потребность в квалифицированных кадрах рынка, где применяется продукт предприятия
Раскроем эту проблему на конкретном примере предприятия – реального сектора цифровой экономики, с его задачами и нуждами в условиях нового мира.
Московский завод тепловой автоматики (далее - МЗТА) - предприятие с вековой историей, занимается разработкой и производством программно-технических комплексов для решения задач по автоматизации и диспетчеризации инженерных систем и технологических процессов.  
И, как всякое предприятие, занимающееся инновационной деятельностью, МЗТА постоянно испытывает острую нехватку квалифицированных кадров. 02
МЗТА разработали новый ПТК Комега – программно-технический комплекс для создания платформы Суперскада. Высокотехнологичный продукт, призвание которого - снять проблему межсистемного согласования оборудования различных инженерных систем в рамках автоматизации одного объекта. Инновационный центр «Сколково» одобрил МЗТА грант на развитие этого продукта. Грантовая программа рассчитана на 2 года. Перед предприятием встала задача удвоения кадрового потенциала.
На рынке есть программисты отдельных языков, не знающие скада-систем и работы ПТК в целом, а что касается технических специалистов – вузы выпускают инженеров стандартного профиля, которые редко соответствуют нынешним требованиям подготовки специалиста для сферы деятельности научно-технического центра МЗТА.
Безусловно, на рынке есть и высококвалифицированные специалисты, но они стоят очень дорого, и малое предприятие не может себе их позволить.
Каким образом выходить из ситуации нехватки кадров?
Можно готовить кадры для себя самостоятельно.
На работу принимается студент последних курсов, к нему приставляется наставник, и обучает его сразу в рабочем процессе. Например, приняли студента в отдел техподдержки, а через 3 года он уже в отделе разработки. Таким образом на заводе за 7 лет из студентов выросли генеральный директор одного из подразделений и начальник отдела технической поддержки.
За год-два работы на таком предприятии как МЗТА, уровень квалификации вчерашнего студента вырастает вдвое-втрое, и он уже может претендовать на более высокую зарплату, как подготовленный специалист. По мере того, как растет квалификация такого сотрудника, растут и его карьерные перспективы внутри компании и, соответственно, зарплата.
Что касается подготовки кадров для рынка труда, при заводе есть Учебный центр МЗТА, оборудованный учебными стендами, на которых инсталлированы программно-технические комплексы собственного производства. Точные копии этого учебного центра размещены в 8 ведущих технических вузах (МГСУ, МГТУ «Станкин», МГТУ им. Баумана) Москвы, и в планах у завода еще 30 вузов России.
Стоимость одного учебного стенда – 100 000 рублей. В каждом вузе оборудуется класс из 8 стендов, на каждом стенде одновременно могут заниматься 2 человека, т.е. в лаборатории 16 студентов одновременно могут обучаться работе с современными программно-техническими комплексами для автоматизации объектов. Стенд симулирует автоматизированную работу оборудования систем отопления, вентиляции или технологических процессов.
Это достаточно широкая практика, когда вендоры ставят свои учебные стенды в вузах и готовят кадры на своем оборудовании. Другое дело, что у разных вендоров разные возможности.
Например, глобальный производитель комплексного оборудования может позволить себе оснастить все московские вузы по высшему разряду, таким образом, заранее подготовить себе готовых специалистов, знакомых с их оборудованием и тонкостями работы с ним.
Помимо взаимодействия с высшими учебными заведениями, важно обращать внимание и на школьников. МЗТА проводит экскурсии и вводные лекции по автоматике для учащихся инженерных классов московских школ. Студентам профильных колледжей и вузов предоставляется место для прохождения практики, с собственной программой обучения, нередко с последующим трудоустройством.
К тому же, на базе учебного центра МЗТА, реализуются программы повышения квалификации уже готовых специалистов, работников инжиниринговых компаний, проектных организаций: инженеров, программистов, наладчиков оборудования. Есть несколько программ обучения. Курсы лекций и практических занятий для инженеров и ряд тематических семинаров для проектировщиков.
Фактически, предприятие-разработчик и производитель, как МЗТА, вполне может называться кузницей кадров. Во-первых, с позиции подготовки кадров для себя – от сотрудника отдела технической поддержки до специалиста отдела разработки. Во-вторых, с позиции повышения квалификации кадров рынка автоматизации путем прямого обучения в учебном центре. В-третьих, с позиции косвенного обучения будущих специалистов путем организации лаборатории с учебными стендами в профильных вузах.
Кадровый потенциал – ключевой фактор производства в цифровой экономике, и обеспечение цифровой экономики компетентными кадрами. И это задача не только Министерства образования и науки РФ, но и каждого отдельного предприятия, особенно это касается тех предприятий, которые входят или уже вошли в цифровую экономику и создают отечественные инновационные решения для разных отраслей народного хозяйства.
Список литературы:
1. Шмелькова Л.В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее / Л.В. Шмелькова // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. – 2016. – № 8. – С.1-4.
2. Черемисина Н.Е., Белага В.В., Крейдер О.А., Кирпичева Е.Ю / Адаптивная стратегия подготовки кадров для задач цифровой экономики в государственном университете «Дубна» // Н.Е. Черемисина, В.В. Белага,  О.А. Крейдер, Е.Ю. Кирпичева // Современные информационные технологии и IT-образование – 2017. – № 2. – С. 140-145.
3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р) // Static.government.ru.

Вера ГРИГОРЬЕВА