infoforum2019

rospromforum2018

asutpkvo2019

fotonika2019

yugtrans2019

exporus uzbek

eltrans2019

metrolexpo2019

milex2019

promforum36

promlight2019

arwe2019

Система контроля прочности конструкций на основе метода акустической эмиссии

01На какой бы стадии развития ни находилось человеческое общество, оно всегда и неразрывно связано с окружающей средой. В начале 21-го века наша цивилизация все сильнее ощущает на себе те изменения на планете, инициаторами которых стала она сама. Чем опаснее вмешательство человечества в природу, тем более непредсказуемыми и страшными становятся ее ответы. Впрочем, далеко не всегда в чем-то виновата окружающая среда: техногенные аварии в 70% случаев возникают по вине самого человека.
С каждым годом число таких событий только растет. Катастрофы подобного характера случаются, как это ни прискорбно, едва ли не ежедневно. Ученые свидетельствуют, что за последние 20 лет их частота возросла ровно в два раза. К сожалению, за всеми этими цифрами скрывается печальная реальность: техногенные аварии – это не только грандиозные затраты по ликвидации их последствий, но также искалеченные жизни и люди, погибшие или оставшиеся калеками. Как правило, крупнейшие техногенные катастрофы в мире связаны с человеческой беспечностью, несоблюдением правил безопасности, конструктивными ошибками, усталостью и старением материалов.

Предотвратить техногенные катастрофы может внедрение аппаратных средств мониторинга опасных производственных объектов.04
Но существует проблема - существующие методы и средства технической диагностики не имеют физически обоснованных критериальных показателей и не позволяют оперативно определять степень опасности развивающихся дефектов в конструкциях. В ВУНЦ ВВС «ВВА» (г.Воронеж) разработана новая технология, позволяющая  оперативно оценивать способность конструкций выдерживать нагрузку не разрушаясь.
Разработанная технология:
• основана на регистрации, обработке и анализе акустических сигналов сопровождающих зарождение и  развитие дефектов в конструкциях;
• включает в себя аппаратуру и методики диагностирования конструкций;
• впервые позволяет автоматически оценивать наличие, местоположение и степень опасности развивающихся дефектов вне зависимости от предыстории эксплуатации, внешних шумов, формы и размеров конструкции;
• выполнена из комплектующих российского производства;
• защищена патентами РФ на изобретения;  
• имеет как военное, так и гражданское «двойное» применение;
• готова к серийному производству, имеет комплект РКД и опытный образец с литерой «О», заключение ВП;
• рекомендована к применению МО РФ и корпорациями Ростех, ОАК, Росатом, Роскосмос, Спецстрой, ОДК, «Вертолёты России»;
05Технология может найти применение в системе «Безопасный город» при:
• мониторинге состояния опасных производственных объектов;
• информационной поддержке в ходе формирования и принятия решений по предупреждению и ликвидации угроз;
• предупреждении и прогнозе ЧС техногенного  характера;
Перспективным является создание систем локального и регионального мониторинга, а также систем мониторинга зданий, мостов и путепроводов с использованием волоконно-оптических  и беспроводных датчиков.
Перспективами внедрения в машиностроении являются проверка конструкторских решений, оценка и прогноз ресурса, продление сроков эксплуатации силовых элементов конструкций.
В авиации данная технология неразрушающего метода контроля заслуживает внимания и изучения её применения в производстве, эксплуатации и при проведении стендовых прочностных испытаний, в первую очередь для анализа проявившихся дефектов конструкции и выявления зон конструкции в 06которых возможны повреждения. Особенно важно оценить возможности применения предложенной технологии  с учётом перспективы применения изделий из композиционных материалов и новых металлических (в первую очередь Al-Li) сплавов.  
В 2017-2018 году разработка была представлена:
 в финале крупнейшего в Восточной Европе акселератора технологических проектов «GenerationS - 2017» от компании «РВК», где была признана лучшим проектом по выбору участников конкурса;
на Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2018», где была удостоена приза в категории «За разработку двойного назначения»;
на конкурс научных работ Министерства обороны РФ, где удостоена первой премии.
Исследования выполнены при поддержке фонда «УМНИК».

Алексей ПОПОВ,
Валентина ВОЛОШИНА,
Олег КАРПЕНКО,
Денис ТЕСЛЯ,
Андрей КОМЛЕВ,
Военный учебно-научный центр ВВС
«Военно-воздушная академия
имени Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина»