На какой бы стадии развития ни находилось человеческое общество, оно всегда и неразрывно связано с окружающей средой. В начале 21-го века наша цивилизация все сильнее ощущает на себе те изменения на планете, инициаторами которых стала она сама. Чем опаснее вмешательство человечества в природу, тем более непредсказуемыми и страшными становятся ее ответы. Впрочем, далеко не всегда в чем-то виновата окружающая среда: техногенные аварии в 70% случаев возникают по вине самого человека.
С каждым годом число таких событий только растет. Катастрофы подобного характера случаются, как это ни прискорбно, едва ли не ежедневно. Ученые свидетельствуют, что за последние 20 лет их частота возросла ровно в два раза. К сожалению, за всеми этими цифрами скрывается печальная реальность: техногенные аварии – это не только грандиозные затраты по ликвидации их последствий, но также искалеченные жизни и люди, погибшие или оставшиеся калеками. Как правило, крупнейшие техногенные катастрофы в мире связаны с человеческой беспечностью, несоблюдением правил безопасности, конструктивными ошибками, усталостью и старением материалов.
Предотвратить техногенные катастрофы может внедрение аппаратных средств мониторинга опасных производственных объектов.
Но существует проблема - существующие методы и средства технической диагностики не имеют физически обоснованных критериальных показателей и не позволяют оперативно определять степень опасности развивающихся дефектов в конструкциях. В ВУНЦ ВВС «ВВА» (г.Воронеж) разработана новая технология, позволяющая оперативно оценивать способность конструкций выдерживать нагрузку не разрушаясь.
Разработанная технология:
• основана на регистрации, обработке и анализе акустических сигналов сопровождающих зарождение и развитие дефектов в конструкциях;
• включает в себя аппаратуру и методики диагностирования конструкций;
• впервые позволяет автоматически оценивать наличие, местоположение и степень опасности развивающихся дефектов вне зависимости от предыстории эксплуатации, внешних шумов, формы и размеров конструкции;
• выполнена из комплектующих российского производства;
• защищена патентами РФ на изобретения;
• имеет как военное, так и гражданское «двойное» применение;
• готова к серийному производству, имеет комплект РКД и опытный образец с литерой «О», заключение ВП;
• рекомендована к применению МО РФ и корпорациями Ростех, ОАК, Росатом, Роскосмос, Спецстрой, ОДК, «Вертолёты России»;
Технология может найти применение в системе «Безопасный город» при:
• мониторинге состояния опасных производственных объектов;
• информационной поддержке в ходе формирования и принятия решений по предупреждению и ликвидации угроз;
• предупреждении и прогнозе ЧС техногенного характера;
Перспективным является создание систем локального и регионального мониторинга, а также систем мониторинга зданий, мостов и путепроводов с использованием волоконно-оптических и беспроводных датчиков.
Перспективами внедрения в машиностроении являются проверка конструкторских решений, оценка и прогноз ресурса, продление сроков эксплуатации силовых элементов конструкций.
В авиации данная технология неразрушающего метода контроля заслуживает внимания и изучения её применения в производстве, эксплуатации и при проведении стендовых прочностных испытаний, в первую очередь для анализа проявившихся дефектов конструкции и выявления зон конструкции в которых возможны повреждения. Особенно важно оценить возможности применения предложенной технологии с учётом перспективы применения изделий из композиционных материалов и новых металлических (в первую очередь Al-Li) сплавов.
В 2017-2018 году разработка была представлена:
в финале крупнейшего в Восточной Европе акселератора технологических проектов «GenerationS - 2017» от компании «РВК», где была признана лучшим проектом по выбору участников конкурса;
на Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2018», где была удостоена приза в категории «За разработку двойного назначения»;
на конкурс научных работ Министерства обороны РФ, где удостоена первой премии.
Исследования выполнены при поддержке фонда «УМНИК».
Алексей ПОПОВ,
Валентина ВОЛОШИНА,
Олег КАРПЕНКО,
Денис ТЕСЛЯ,
Андрей КОМЛЕВ,
Военный учебно-научный центр ВВС
«Военно-воздушная академия
имени Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина»