army2018

gidroavia2018

balttrans2018

1C business

lespromprofi2018

prioritet2018

impc2017

shcola sputnik

podzemstroy2018

microel2018

htexpo2018

agrosalon2018

armenia expo2018

pta moscow2018

con crimea2018

award-logo

cryo2018

nedra yakutii2018

metallexpo2018

oil gas2018

pta ural2018

rosprom2018

milex2019

Технологическая независимость телекоммуникационной отрасли. Оборудование компании "Пульсар-Телеком". Программа импортозамещения

pulsar01Компания «Пульсар-Телеком» работает на рынке систем связи с 1992 года. За 25 лет своей деятельности, компания разработала и производит почти все телекоммуникационные линейки для комплексного обеспечения отечественным оборудованием различных отраслей промышленности и транспорта.
Основные виды выпускаемой продукции:
• Цифровая технологическая радиосвязь стандарта DMR, имеющая все необходимые компоненты для построения полнофункциональной системы радиосвязи данного стандарта. В состав комплекса оборудования входит: базовая станция, выполненная на основе репитера РМУ-4, локомотивные радиостанции РЛСМ-10, возимые автомобильные радиостанции РВД-2500, носимые радиостанции РНД-500.

• Оборудование IP телефонии. Это универсальная IP-платформа на базе IP АТС «Сура» с интеграцией оперативно-технологической, общетехнологической, двухсторонней парковой связи, системы связи совещаний, видеосвязи.
• Оборудование синхронной и плезиохронной системы передачи. Основу комплекса составляет мультисервисный мультиплексор СМК-30. Оборудование позволяет осуществить построение магистральных систем передачи SDH уровней STM-1 и STM-4, создание сетей первичного мультиплексирования данных PDH, построение систем распределенной диспетчерской связи оперативно-технологического назначения, систем аудиосовещаний, охранно-пожарной сигнализации, диагностики различных физических параметров объектов.
• Оборудование громкоговорящего оповещения и информирования. В состав комплекса оповещения ЦИСОП входят усилители аудиосигналов РМУ-4, устройства абонентского доступа, центральный информационный сервер ЦИС, дикторские пульты ПДСУ.
• Оборудование система часофикации СЧМ. В состав системы входит первичная часовая станция СЧМ-30П, вторичная часовая станция СЧМ-30, широкий модельный ряд вторичных часов-табло. Оборудование позволяет построить как локальную систему часофикации, так и многоуровневую систему единого времени для сети любого масштаба.
• Оборудование связи совещания, конференцсвязи. Студия связи совещаний цифровая СССЦ, позволяет организовывать ведение совещания в формате «круглый стол», абонентские комплекты АЦСС-11, ПОСС-1, позволяют организовать построение территориально распределенной системы совещания.
• Модульный диагностический комплекс МДК. Комплекс оборудования предназначен для создания распределенной системы автоматизации контроля параметров медножильных кабельных линий, контроля качества электроэнергии, работоспособности охранно-пожарной сигнализации, устройств линейной защиты и диагностики других физических параметров объектов.

Производство
Предприятие осуществляет полный цикл разработки и производства оборудования: схемотехника, конструкторские и технологические проработки, трассировка плат, программирование, монтаж, сборка, испытание опытных образцов, внедрение, а также дальнейшее техническое сопровождение и ремонт оборудования. Мы активно занимаемся производственной кооперацией с российскими предприятиями, расположенными как в нашем городе, так и по всей России.

Структура применяемого программного обеспечения
Практически все программное обеспечение в наших изделиях – собственная разработка, позволяющая гарантировать стабильность технологического развития наших заказчиков и их независимость от внешних факторов.
Здесь показано примерное распределение различного программного кода в изделиях нашей компании. Доля стороннего кода программного продукта крайне незначительна и составляет не более 15% от общего объема.

pulsar06

Проблемные вопросы импортозамещения
Актуальность задачи импортозамещения в телекоммуникационной отрасли нашей страны не вызывает сомнения. Последние примеры санкционной политики западных стран, в отношении таких мировых лидеров индустрии как ZTE, Huawei, а также ряда высокотехнологических предприятий оборонного комплекса нашей страны, наглядно показывают вероятностные риски введения санкций в отношении как отдельных отечественных производителей телекоммуникационного оборудования, так и государства в целом. Несомненно, это может вызвать значительный провал в развитии экономики страны.
Значительная зависимость от использования импортного программного обеспечения ведет к рискам, возникающим в информационной и промышленной безопасности целых отраслей нашей промышленности и системы государственного управления в целом.    
Можно выделить следующие основные сдерживающие факторы, как импортозамещения в частности, так и развития телекоммуникационной отрасли страны в целом:
• Нерегулируемая рыночная конкуренция. В настоящее время конкуренция производителей оборудования осуществляется, так сказать в условиях «свободного рынка». Условия конкуренции сопоставимы с такими низко-технологическими отраслями, как например производство мебели или строительных материалов, не требующих проведения НИОКР и наличия высококвалифицированных научных сотрудников. Да эти отрасли требуют наличия современного технологического оборудования, подготовленного персонала, но уровень наукоемкости в них значительно меньше. Доля затрат на оплату труда и научные изыскания в данных отраслях, не сопоставима с аналогичными затратами производителей телекоммуникационного оборудования.  Производителям телекоммуникационного оборудования приходится конкурировать как между отечественными разработчиками, так и с мировыми лидерами. Учитывая объемы внутреннего рынка и сложность выхода на заграничные рынки, это сказывается на себестоимости продукции отечественных производителей. К примеру весь объем поставляемой продукции на Российский рынок, таких гигантов, как Motorola или Cisco составляет 1-3%, pulsar02а объемы выпускаемой продукции в десятки и сотни раз больше, чем у отечественных производителей. Средства, направляемые на программы НИОКР, мировых лидеров рынка, не сопоставимы с возможностями отечественных производителей. Отсутствие стабильного рынка сбыта накладывает ограничение на вероятную обоснованность и окупаемость вложений в НИОКР, риски не востребованности производимых разработок. Все вышеперечисленные факторы, ставят в неравные условия отечественных производителей с мировыми лидерами отрасли. К тому же приводят к повышению стоимости отечественного оборудования.
• Слабая развитость производства отечественных микроэлектронных компонентов. Применение отечественной элементной базы, при производстве оборудования ограничено отсутствием обобщающих систематических справочников, ограниченным ассортиментом выпускаемой продукции, отсутствием отечественных замен импортных компонентов по ключевым позициям, необходимостью редизайна изделий при переходе на отечественные компоненты, более высокой стоимостью изделий по сравнению с импортными аналогами, рисками снятия с производства компонентов из-за низкой рентабельности. Вышеперечисленные рыночные ограничения распространяются в полной мере и на производителей электронных компонентов.
• Значительное технологическое отставание от мировых лидеров телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения. Экономические преобразования, происходившие в нашей стране в  последние 30 лет, привели к значительному технологическому отставанию в микроэлектронике, телекоммуникационной отрасли, информационных технологиях. Наибольшее отставание можно констатировать в разработке различных стандартов, архитектуре электронных компонентов, протоколах взаимодействия оборудования, управляющих операционных системах. Все это привело к необходимости использования иностранных технологий, при производстве телекоммуникационного оборудования, как следствие выступать в роли догоняющего. А также низкого конкурентного преимущества на отечественном рынке и практически закрытому мировому рынку.
• Ограниченные объемы внутреннего телекоммуникационного рынка и сложность выхода на зарубежные рынки сбыта. При значительных размерах территории Российской Федерации, рынок телекоммуникационного оборудования не имеет сопоставимого размера. Население нашей страны сопоставимо с такими странами, как Япония, значительно уступает населению таких стран как Китай, США и Евросоюз. Уровень промышленного производства России составляет 1,5-2% мирового рынка. Значительное технологическое отставание и высокая конкуренция с мировыми лидерами телекоммуникационного оборудования, делает мало привлекательным капиталовложение в развитие производства отечественного телекоммуникационного оборудования.   pulsar03
• Квалификация специалистов на рынке труда и подготовка специалистов в учебных заведениях. Общий спад в развитии производства телекоммуникационного оборудования отразился не только на предприятиях отрасли, а также на наличие компетенций у трудового населения. Специалисты, обладающие компетенциями в области микроэлектроники, схемотехники, программирования «низкого уровня», являются высоко востребованными на рынке труда. Подготовка молодых специалистов в высших учебных заведениях, не имеет достаточного уровня и не позволяет выпускникам ВУЗов, по приходу на предприятия сразу включиться в производственный процесс. Техническое оснащение учебных заведений и учебные программы зачастую отстают от современных требований. Учебные планы и программы подготовки ВУЗов не предусматривают тесного взаимодействия студентов с производственными предприятиями на всем этапе обучения.
• Стандартизация и сертификация оборудования. Система единых стандартов и система сертификации оборудования, в настоящее время, можно сказать не систематизирована и не стандартизирована. К примеру, только получение сертификата оборудования в области промышленной безопасности имеет более пяти сертификационных центров. Стоимость и сроки проведения работ, в этой деятельности не регламентируется государством.
• Отсутствие поддержки отечественных производителей телекоммуникацион-ного оборудования со стороны государства. Основным ограничением, с точки зрения поддержки отрасли производства телекоммуникационного оборудования, является отсутствие четкой программы развития отрасли в перспективе не менее 10-20 лет. Производители и инвесторы должны видеть потребности государства и отраслей в долгосрочной перспективе.  Присутствие каких-либо льгот, конечно желательно, но не обязательно, а вот нацеленность государственных корпораций и учреждений, на приоритет отечественного оборудования перед импортными аналогами, конечно желательно и даже необходимо.
Ожидаемые шаги для реализации программы импортозамещения и развития телекоммуникационной отрасли
Общее положение дел в области импортозамещения телекоммуникационного оборудования в частности и в целом развитие телекоммуникационной отросли серьезное, но при должном подходе можно надеяться поправимое. Считаю, что решение стоящих задач должно быть комплексным, с привлечением всех стейкхолдеров – то есть всех заинтересованных лиц. Считаю, что можно выделить следующих участников процесса: государство – как основной регулятор; заказчики в лице: госкорпораций, акционерных общества с участием государства, гос. учреждения, силовые ведомства, операторы связи; производители: оборудования, микроэлектронных комплектующих, разработчики IT ресурсов; органы сертификации и стандартизации; учебные заведения: ВУЗы и колледжи.
pulsar04Основные задачи, решение которых, способствует реализации программы импортозамещения и формирования поддержки отечественных производителей телекоммуникационного оборудования, микроэлектронной базы и информационных технологий:
• Снижение конкурентного преимущества со стороны мировых лидеров отрасли. Регулирование внутренней конкуренции. Установление со стороны государства приоритета закупки отечественного оборудования и программного обеспечения, позволит снизить конкурентное преимущество импортных производителей. Регулирование внутренней конкуренции, возможно посредством формирования долгосрочной государственной программы развития отрасли на период 10-20 лет. Формирование программы должно осуществляться с привлечением всех заинтересованных заказчиков в лице: госкорпораций, акционерных обществ с участием государства, госучреждений, силовых ведомств, операторов связи. Это позволит перейти от закупки оборудования в краткосрочной перспективе (выпускаемого на текущий момент оборудования), к постановке задач производителям по разработке перспективных видов оборудования (на конкурсной основе). Система конкурсных закупок должна быть переориентирована с закупки оборудования, на конкурсы по разработке и производству новых видов оборудования, с указанием сроков завершения разработки, объемов предполагаемых закупок и конечной стоимости изделий. Данный подход позволит предприятиям разработчикам консолидировать ресурсы НИОКР, отказаться от рисков невостребованных разработок. А также планировать свою производственную деятельность на долгосрочный период.
• Увеличение вложений средств в НИОКР. Реализация данной задачи возможна за счет повышения инвестиционной привлекательности отрасли. Регулирование внутренней конкуренции позволит производителям перейти к долгосрочному планированию НИОКР и осуществлять перераспределение денежных средств и человеческих ресурсов, на основании выигранных конкурсов на разработку и производство оборудования и ожидаемых планов закупок.
• Развитие отечественной микроэлектронной компонентной базы. Формирование государственной долгосрочной программы развития телекоммуникационной отрасли, позволит сформировать потребность производителей оборудования в микроэлектронных компонентах. Данная отрасль является наукоемкой и требует значительных капитальных вложений в основные средства и человеческий капитал. Долгосрочное планирование, является одним из основных факторов ее стабильного развития.
• Упрощение сертификации оборудования. Создание единого регулирующего органа в области сертификации позволит сократить сроки проведения данной процедуры, а также сформировать единый подход к ее реализации. Сокращение сроков и унификация процедур, в свою очередь, приведет к снижению расходов производителей и сокращению сроков реализации проектов.
• Стандартизация оборудования различных производителей. Унификация стандартов взаимодействия оборудования различных производителей, позволит решить несколько проблемных вопросов: это непосредственное взаимозаменяемость и работоспособность оборудования различных производителей в составе единых систем, администрирование и мониторинг различного оборудования, а также минимизирует риски при смене производителей или ухода их с рынка.
• Подготовка квалифицированных кадров. Подготовка квалифицированных специалистов, одна из сложнейших и длительно реализуемых задач. Ее реализация требует долгосрочного планирования и взаимодействия всех участников рынка и конечно, регулирования и вмешательства со стороны государства. Только тесное сотрудничество учебных заведений, производителей оборудования и заказчиков, позволит оперативно реагировать на бурно происходящие перемены в телекоммуникационной отрасли.pulsar05
• Снижение уровня технологического отставания от мировых лидеров. Реализация вышеперечисленных задач, позволит консолидировать ресурсы как производителей, так и заказчиков, несомненно, должно привести к сокращению технологического отставания от мировых лидеров отрасли. А также сформировать условия к технологическому превосходству и освоению новых рынков сбыта оборудования.
• Повышение инвестиционной привлекательности отрасли. Реализация всех вышеизложенных задач, непременно приведет к повышению инвестиционной привлекательности телекоммуникационной отрасли, а как следствие к мультипликативному эффекту от ее развития.
Для решения вышеупомянутых задач, необходима реализации следующих мер:
• Создание государственного регулирующего органа. Создание единого регулирующего органа позволит осуществлять координацию взаимодействия всех участников процесса. Без государственного регулирования и государственной поддержки, рыночные механизмы самостоятельно не приведут к улучшению положения в отрасли. На рынке выживает сильнейший, в настоящий момент это иностранные производители. Взять к примеру Японию, на уровне государства, на протяжении десятилетий поддерживались такие отрасли, как машиностроение, металлургия и электронная промышленость. Правительство Японии, поддерживало данные отрасли не только внутри страны, также всячески продвигало свои товары на внешних рынках.
• Формирование долгосрочной программы развития телекоммуникационной отрасли страны. Единая долгосрочная программа развития средств телекоммуникаций должна быть разработана в перспективе 10-20 лет, с привлечением всех значимых участников рынка. Все заказчики, о которых мы упоминали ранее, должны разработать свои планы развития средств телекоммуникаций, координатором их реализации должен выступать государственный регулирующий орган. Примером эффективности данного решения является гособорон заказ. Предприятия оборонного комплекса стабильно и планомерно выпускают высокотехнологичную продукцию, успешно конкурирующую на мировом рынке. Практически в течении последних 10 лет отрасль развилась и укрепилась. При аналогичном подходе производители  телекоммуникационного оборудования, разработчики IT технологий и производители микроэлектронных компонентов, смогут получить ясные направления приложения своих усилий. На данную программу смогут опираться и учебные заведения.
• Формирование единого информационного ресурса потребности телекоммуникационного оборудования, микроэлектронных компонентов, программных продуктов. Единый ресурс потребности отраслей, разработанный на основании перспективной программы развития отрасли, позволит сформировать равные условия для производителей и разработчиков. Как, я говорил ранее, заказчикам необходимо формировать потребность на разработку и производство изделий, с указанием их конечной стоимости, а также объемов и сроков приобретения. Данные условия должны быть критерием проведения конкурсов, среди производителей. В таком случае производители будут планировать средства на НИОКР и формировать свои производственные программы.
• Создание единого центра сертификации и стандартизации. Задачей данного центра, является координация работы по упрощению процедуры сертификации оборудования, электронных компонентов, программных продуктов. Сокращения сроков сертификации изделий и ее стоимости, одна из насущных проблем не только производителей, но и заказчиков. Одной из задач центра может быть поддержание актуальной базы данных выпускаемых изделий микроэлектроники.
• Формирование обучающих программ в ВУЗАх. Перспективная программа развития отрасли, должна быть основой для разработки учебных программ обучения студентов в учебных заведениях. Учебным заведениям и производственным предприятиям, предстоит сотрудничать, в более тесной кооперации. Материально-техническая база предприятий и производимые перспективные разработки, должны осуществляться с привлечением студентов, не только в период учебной практики, это должно быть нормой в непрерывном процессе обучения.
Задача импортозамещения и развитие телекоммуникационной отрасли нашей страны, в целом задача сложная и не одного дня, даже десятилетия. При должном подходе со стороны всех участников данного процесса, она решаемая. И у нас есть тому яркие примеры, это развитие сельского хозяйства и оборонно-промышленный комплекс. Основополагающую роль, для решения этой задачи, должно решать государство, на основании четкой и ясной перспективной политики развития отрасли в перспективе на ближайшие 10-20 лет.

Дмитрий АНАНЬЕВ,
генеральный директор ООО КБ «Пульсар-Телеком»