army2018

gidroavia2018

balttrans2018

1C business

lespromprofi2018

prioritet2018

impc2017

shcola sputnik

podzemstroy2018

microel2018

htexpo2018

agrosalon2018

armenia expo2018

pta moscow2018

con crimea2018

award-logo

cryo2018

nedra yakutii2018

metallexpo2018

oil gas2018

pta ural2018

rosprom2018

milex2019

Успешные премьеры HeliRussia 2018

helirus01Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia, организуемая в России и ставшая крупнейшей отраслевой выставкой в Европе, ежегодно демонстрирует веяния и тенденции современной вертолетной индустрии. В этом году мероприятие прошло с 24 по 26 мая в Москве, в МВЦ «Крокус Экспо». HeliRussia традиционно собирает ведущих мировых производителей вертолетной техники: холдинг «Вертолеты России», европейские компании Airbus Helicopters и Leonardo Helicopters, американские Bell и Robinson Helicopter. В выставке приняло участие множество других компаний вертолетной индустрии, включая операторов, производителей двигателей, авиационных систем и компонентов, дополнительного оборудования, поставщиков различных услуг и сервисные предприятия.
Журнал «Инженер и промышленник сегодня» пятый раз выступил информационным партнером выставки.
Российский рынок сохраняет высокую привлекательность для международного бизнеса, несмотря на критическую риторику в отношении России со стороны отдельных государств. На HeliRussia 2018 представлены участники из 19 стран: Австралия, Беларусь, Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Италия, Иран, Корея, Литва, Ливия, Мальта, Россия, США, Франция, Финляндия, Чехия, Польша и ЮАР.

Секрет успеха выставки HeliRussia – в ее возможности продемонстрировать развитие вертолетной индустрии во всем ее многообразии, а также объединить другие отрасли, имеющие то или иное отношение к вертолетному бизнесу. В этом году на HeliRussia участвовали компании, представляющие новый для выставки профиль деятельности – нефтехимическую промышленность и производство материалов из титана.
Традиционно, на HeliRussia подведены итоги прошедшего года, представлены новые разработки и текущие направления развития отрасли. Обозначим некоторые из них.
helirus02Прошедший 2017 год показал, что российская вертолетостроительная отрасль способна справляться как с глобальными, так и с локальными вызовами. В качестве негативных факторов, влияющих на поставки вертолетов, можно выделить следующие: продолжающиеся кризисные явления в нефтегазовой отрасли и снижение гособоронзаказа. С другой стороны, положительно на вертолетную отрасль повлияла программа развития санитарной авиации в России, на которую с 2017 года ежегодно выделяется сумма свыше трех миллиардов рублей – всего в прошедшем году по этой программе было поставлено 29 вертолетов типа «Ансат» и Ми-8/17.
В общей сложности заводы холдинга «Вертолеты России» поставили 214 вертолетов по итогам 2017 года, что на 25 машин больше, чем в 2016 году. Российское вертолетостроение, с 2009 по 2013 год включительно, показывало рост производства вертолетов, а с 2014 по 2016 наблюдалось его снижение.
Существенное увеличение поставок в 2017 году и сформированный портфель заказов на 2018 год позволяет сделать вывод о выходе из кризиса российского вертолетостроения. Этот вывод подтверждается ростом численного состава парка вертолетов в реестре гражданской авиации РФ. По открытым данным Росавиации, на 1 января 2018 года парк вертолетов вырос на 29 единиц относительно предшествующего года. Тогда как по данным на 1 января 2017 года парк сократился на 12 машин относительно данных 2016 года. Это было первое и единственное сокращение за последние 9 лет.
helirus03Позитивные явления коснулись и поставок вертолетов зарубежного производства: суммарные поставки в Россию вертолетов зарубежного производства в 2017 году увеличились на 15 машин относительно предшествующего периода.
 Среди вертолетов зарубежного производства наиболее востребованными в России являются вертолеты производства Robinson Helicopter Company - американской компании, являющейся крупнейшим мировым производителем гражданских вертолётов. По состоянию на январь 2017 года компанией со дня своего основания (1973 год) было выпущено 12000 вертолётов.
На сегодняшний день серийно производятся три модели: двухместный R22, четырёхместный R44, пятиместный R66 с двигателем Rolls-Royce RR300, который начал производится с 2010 года. Наибольшее распространение в России, среди перечисленных моделей, имеют вертолеты R44, которых, согласно открытым данным Росавиации на 1 января 2018 года, зарегистрировано 340 единиц. R66 в реестре значится 108 штук и R22 – 6.
Ежегодно вертолеты Robinson занимают не менее 50% от всех поставок вертолетов зарубежного производства в Россию (исключение составляет 2015 год). Так, в парке Российской Федерации на 1 января 2018 года вертолеты этого производителя составляют 55,2% от общего числа вертолетов зарубежного производства. В 2017 году было ввезено 23 вертолета этого производителя (против 15-ти в 2016 году), из которых 15 единиц составили вертолеты R66 и 8 – R44.
helirus04Среди вертолетов среднего класса неизменным лидером по поставкам в Россию остается Airbus Helicopters. Его поставки вертолетов в 2017 году увеличились на 2 машины. Значительный рост поставок в 2017 году – на 6 единиц техники у Leonardo Helicopters объясняется поставками в счет выполнения контракта с нефтяной компанией «Роснефть».
В настоящее время реестр воздушных судов ГА РФ состоит на 69% из вертолетов российского производства и 31% занимают вертолеты зарубежных производителей.
Уменьшилось количество авиационных происшествий в сравнении с 2016 годом. По данным «АОПА-Россия» (Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов), в 2017 году с вертолётами в РФ произошло 16 авиационных происшествий, из них 7 катастроф в которых погибло 16 человек. В 2017 году было списано с эксплуатации в связи с авиационными происшествиями 12 вертолетов, из них 9 иностранного производства. В 2016 году было 23 авиационных происшествия с 10 катастрофами, в которых погибло 39 человек, списано 23 вертолета, из которых 19 машин зарубежных производителей.
Рост производства вертолетов российского производства, а также увеличение ввоза зарубежной техники позволяют сделать вывод о том, что рынок вертолетной индустрии вошел в фазу оживления. И это найдет отражение в экспозиции HeliRussia 2018 – предстоящая выставка будет богата на премьеры как никогда прежде.
Интересной премьерой на HeliRussia 2018 стал новый вертолет «Касатка 505», разработкой которого занимается российская компания AGAN AIRCRAFT GROUP. Это легкий многоцелевой вертолет, который строится на основе несущей системы вертолета Sikorsky S-52 и способный вместить четырех человек вместе с пилотом. Вертолет имеет современный фюзеляж и авионику, оснащается двигателем Lycoming O-540 и трехлопастным несущим винтом.
helirus05Также AGAN AIRCRAFT GROUP продемонстрировал на своем стенде вертолет CH-77 Ranabot итальянского производителя Heli-Sport. Впервые в России эта модель была поднята в воздух в ноябре 2017 года. Этот двухместный вертолет идеально подходит для частного использования и обучению пилотированию.
Традиционно, на HeliRussia представлена обширная экспозиция ГК «Ростех» и входящих в ее состав предприятий: холдинга «Вертолеты России» - титульного спонсора выставки, «КРЭТ», «Технодинамика», «ОДК», «Рособоронэкспорт», холдинг «Швабе», холдинг «Росэлектроника», «РПКБ», «АЭРОПРИБОР-ВОСХОД», «НПП «Измеритель», «Техприбор», «НПП «Полет», «ОПК», «ОКБ «Электроавтоматика», «КБПА», «Раменский приборостроительный завод», «УКБП» и др.
Холдинг «Вертолеты России» представил российскую премьеру – легкий многоцелевой вертолет VRT500 соосной схемы расположения винтов со взлетной массой 1600 кг. Машина, разработанная конструкторским бюро «ВР-Технологии», будет обладать самой объемной в своем классе грузопассажирской кабиной общей вместимостью до 5 человек и оснащаться современным комплексом авионики, построенным по принципу «стеклянная кабина». Закладываемые в вертолет летно-технические характеристики позволят ему развивать скорость до 230 км/ч, совершать полеты на дальность до 1000 км, брать на борт до 750 кг полезной нагрузки.
Вертолет предполагается к поставкам в пассажирской, многоцелевой, грузовой, учебной, VIP и медико-эвакуационной конфигурациях. При этом, в сегменте со взлетной массой до двух тонн VRT500 станет первым в мире медико-эвакуационным вертолетом с возможностью погрузки-выгрузки унифицированной тележки-каталки через задние створки кабины, что упрощает сам процесс и позволяет значительно сэкономить время.
На HeliRussia 2018, где помимо вертолетов, каждый год демонстрируются новые беспилотные helirus06летательные аппараты, впервые представлена первая в мире промышленная авиагрузовая платформа SKYF мультироторного типа. Разработанный казанским конструкторским бюро «Авиарешения», SKYF предназначается специально для транспортировки грузов. Максимальная грузоподъемность проходящего испытания аппарата доходит до 250 кг, при этом с грузом в 50 кг дальность полета достигает 350 км, а длительность полета – до 8 часов.  Помимо перевозки грузов, возможности авиагрузовой платформы SKYF позволяют применять ее для обработки сельскохозяйственных полей и для воздушного пожаротушения.
Разработка платформы SKYF началась в 2014 году, а первый полет полноразмерного прототипа состоялся уже весной 2016 года. Сейчас в разработке платформы принимают участие свыше 30 специалистов, ведущих испытания и улучшения модели, которая существенно отличается от других мультироторных систем, оснащается бензиновым двигателем и имеет полную автономность.
Премьерой этого года стал «Сириус» разработки НПО «Авиационно-космические технологии». Это БЛА самолетного типа, который может находиться в воздухе несколько дней и выполнять полеты в том числе в сложных климатических условиях, например, в Арктическом регионе. «Сириус» может подниматься на высоту более 10 километров. Его взлетный вес составляет 140 килограммов.
Широко представлены компании из сферы вертолетного двигателестроения – разработчики и производители, а также сервисные предприятия. Безусловно, главным российским игроком в этой сфере является «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК), выпускающая двигатели типа ВК-2500, устанавливающиеся на большинство отечественных вертолетов. В состав ОДК входят разработчик двигателей «ОДК-Климов» и «ОДК-СТАР» - центр компетенции в области создания систем автоматического управления ГТД.
Из зарубежных игроков по двигателестроению экспонировалась продукция и услуги компаний Safran Helicopter Engines, H+S Aviation, «Борисфен», ITP Aero, Lom Praha и PBS Velká Bíteš.
Премьеру на HeliRussia 2018 подготовила компания Safran Helicopter Engines, которая представила двигатель Aneto-1K, мощностью на валу 2500 л.с., использованного для оснащения двухмоторного вертолета AW189K, первый полет которого состоялся в марте 2017 года. Ввод его в эксплуатацию намечен на четвертый квартал 2018 года.
helirus07Двигатели cемейства Aneto высокого класса мощности предназначены для средних и тяжелых вертолетов нового поколения и имеют целый ряд существенных преимуществ. Исключительное соотношение мощности и объема двигателя обеспечивает увеличение тяги на 25% (по сравнению с существующими двигателями того же объема). Это улучшает эксплуатационные характеристики вертолетов при выполнении полётных заданий, требующих высокой мощности двигателя (оффшорные, поисково-спасательные и военно-транспортные операции, тушение пожаров), а также в условиях высокогорья и повышенных температур.
Компания «Бортовые аэронавигационные системы» («БАНС») впервые продемонстрировала макет новой «Бортовой системы ситуационной осведомленности экипажей вертолетов», создаваемой в рамках программы импортозамещения. Этот комплекс реализует наблюдение за воздушной и наземной обстановкой во взаимодействии с другими системами вертолета и направлен на повышение безопасности полетов.
Компания «РД-ХЕЛИ», разработчик и производитель сверхлегкого соосного вертолета «Микрон», представила на выставке его 3-й прототип. В новой версии вертолета применен роторный двигатель мощностью 73 л.с., что обеспечивает дополнительный запас мощности на висении и маневрировании. Новая силовая установка повлекла за собой изменения в конструкции главного редуктора и трансмиссии, редуктор выполнен по прежней схеме – с ременной передачей, но при этом развернут на 180 градусов.
Многопрофильная компания «РВС-ХОЛДИНГ» представила вертолет «Ансат» с медицинским модулем – с 2017 года компания активно участвует в программе развития санитарной авиации, задействовав 4 таких вертолета в Волгоградской, Псковской и Курганской областях. Компания обладает единственным частным АУЦ в России, который ведет подготовку пилотов на вертолет «Ансат», и осуществляет подготовку пилотов на вертолеты R44 и R66.
Долгожданная премьера нового легкого вертолета Bell 505 Jet Ranger X состоялась на HeliRussia 2018helirus08. Серийный экземпляр модели демонстрировался на стенде компаний Bell и Jet Transfer, официального представителя Bell в России. Там же потенциальные покупатели смогут обсудить условия приобретения и поставки вертолета Bell 505.
Bell 505 Jet Ranger X – это легкий вертолет, рассчитанный на 5 человек. При создании модели американская компания Bell руководствовалось задачей сделать его наиболее безопасным, эффективным и надежным. Bell 505 оснащается современным двигателем Turbomeca Arrius 2R c двухканальной электронно-цифровой системой управления, имеет «стеклянную кабину» и пилотажно-навигационный комплекс Garmin G1000H, снижающий нагрузку на пилота. Дальность полета нового вертолета составляет 566 км, он имеет крейсерскую скорость 231 км/ч и может нести полезную нагрузку 680 кг.
 В 2017 году Bell 505 Jet Ranger X был сертифицирован в США и Европе, а также в ряде других стран. В скором времени ожидается его сертификация в России, что сделает возможным начало поставок. На сегодняшний день по всему миру заказано свыше 300 вертолетов этой модели, ряд заказов на Bell 505 оформлен и в России. Кстати говоря, первый показ Bell 505 Jet Ranger X в России состоялся на HeliRussia 2015, где демонстрировался полноразмерный макет, на примере которого посетители выставки смоги узнать о спецификациях ожидаемой новинки.
Airbus Helicopters продемонстрировал уже хорошо известный и полюбившийся на рынке легкий вертолет H125 с обновленным комплексом приборного оборудования на базе Garmin G500H.
Среди зарубежных стран особое место уделено Франции – Французская ассоциация авиационно-космической промышленности (GIFAS) организует экспонирование национальных компаний на едином французском стенде. Будут представлены: ALKAN, Leach International Europe S.A.S., Nicomatic, Hutchinson, Donaldson и Trelleborg Saling Solutions.
helirus09Деловая программа HeliRussia отличается многогранностью обсуждаемых вопросов. В этом году в программе мероприятий выставки намечено два новых направления: сельскохозяйственная авиация и вертолетное двигателестроение.
На конференции по развитию сельскохозяйственной авиации в России, которую организуют Фонд содействия развитию сельского хозяйства совместно с дирекцией Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2018, детально рассмотрены проблемы отрасли, начиная от истории развития в советские времена, изучены проблемы авиаторов в современных условиях, вопросы подготовки кадров, и т.д.
О глобальном развитии вертолетного двигателестроения в России и за рубежом шла речь на конференции «Настоящее и будущее двигателестроения для вертолетов». Мероприятие организовано Ассоциацией «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) при поддержке Национального авиационного журнала «Крылья Родины». Модератором конференции выступил президент АССАД, доктор технических наук, профессор, Виктор Чуйко.
Лингвистический партнер 11-й Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2018 компания «ЭГО Транслейтинг СБ» провел панельную дискуссию «Жизненный цикл военно-технического сотрудничества».
Прошли и традиционные мероприятия для HeliRussia.
Прогноз развития мирового рынка вертолетов представлен компанией Honeywell в рамках деловой helirus10программы HeliRussia 2018 на 10-й Международной конференции «Рынок вертолетов: реалии и перспективы». Мероприятие организовали Ассоциация Вертолетной Индустрии и отраслевое агентство «АвиаПорт» в день открытия выставки. На конференции подробно представлены количественные и качественные показатели развития вертолетной отрасли в России – ни одно другое российское мероприятие не дает такого глубокого анализа отрасли.
Регулярным мероприятием HeliRussia стала и Международная научно-практическая конференция «Санитарная авиация и медицинская эвакуация», которая проводится в рамках выставки с 2012 года. За это время конференция стала крупнейшей площадкой в России по обсуждению комплекса вопросов развития санитарной авиации, медицинской эвакуации и совершенствованию авиационно-спасательных технологий. Формат открытой дискуссии и междисциплинарный подход привлекает на мероприятие профессионалов самых разных специальностей.
На выставке прошел 2-й «Кубок HeliRussia по дрон-рейсингу» – зрелищное и динамичное состязание миниатюрных беспилотников, пилотируемых с видом «от первого лица». Впервые дрон-рейсинг организован на HeliRussia 2016 и привлек значительный интерес.
Еще одно традиционное мероприятие на HeliRussia – церемония награждения победителей и лауреатов конкурса «Вертолеты XXI века». С 2008 года конкурс проводит холдинг «Вертолеты России» для поиска талантливой молодежи и идей для российской вертолетостроительной отрасли.
Церемония награждения победителей и лауреатов фотоконкурса «Красота винтокрылых машин», организованного Ассоциацией Вертолетной Индустрии в 11-й раз состоялась на сцене HeliRussia 26 мая. Экспозиция из лучших 40 фоторабот работала все дни выставки.
Проходящая уже 11-й раз выставка HeliRussia продолжает привлекать широкое внимание как профессиональной, так и любительской аудитории; становится главным местом общения между представителями отраслевых компаний и государственных структур; стимулирует межотраслевую кооперацию и международное научно-техническое сотрудничество. Выставку отличает выверенная и интересная тематика, важность обсуждаемых тем, высокий уровень проводимых переговоров и встреч. Каждый посетитель выставки имеет шанс увидеть что-то новое и интересное, и приобщиться к развитию вертолетной индустрии.

Жанна КИКТЕНКО,
директор выставки HeliRussia 2018