pptopk2017

qnx2017

impc2017

vietnam expo2018

metrolexpo2018

gaz neft2018

compozit expo2018

polyuretan2018

infoforum2018

vietnam2017

trans ros2017

pta ural2017

inst razvit2017

mmif2017

con car2017

asw2017

mm ural2017

bezop crym2017

neft gaz2017

metall-expo2017

lider pro2017

prom russia2017

cryo expo2017

pta moscow2017

stroy expo crim2017

power electro2017

ekonom opk2017

 

Магомед Толбоев: «Сохранить МАКС – духовный стержень русской авиации»

IMG 8345-1Как незаметно летит время! Казалось бы – только вчера мы прощались с МАКС-2015. А сегодня мы уже стоим на пороге поистине всенародного праздника русской авиации и космонавтики – Международного авиакосмического салона МАКС-2017!
Редакция давно уже не мнит номера журнала, посвященного Авиасалону, без комментария или интервью почетного президента МАКС, Героя России Магомеда Толбоева. С Магомедом Омаровичем нас связывают не только дружественные отношения. Ибо коллективу нашего издания близки и понятны аналитический склад ума, правдолюбие и искренность Русского Гражданина и Офицера.
Наша беседа с Магомедом Толбоевым состоялась за 4 дня до открытия Международного авиакосмического салона. Магомед Омарович только что вернулся из 9-дневной командировки в Сирийскую Арабскую Республику. Несмотря на усталость, почетный президент МАКС был бодр и подтянут. Он непринужденно шутил с коллегами и гостями, заглядывающими к нему в кабинет во время интервью. Извиняясь, время от времени, отрывался от разговора, отвечая на срочные звонки. И когда из окон доносился рев двигателей самолетов, отрабатывавших в небе над нами фигуры высшего пилотажа, Магомед Толбоев словно вдыхал глоток свежего воздуха.

Разобравшись с делами, Магомед Омарович повернулся ко мне и, предвосхищая первый вопрос, с ироничной улыбкой спросил: «Хотите узнать – будет ли МАКС-2017 последним?»
2396- Зная Вас много лет, уверен, что будет и следующий, - искренне ответил я собеседнику, единомышленником которого считаю себя еще до нашего знакомства.
- Что меня удивляет, - продолжил беседу Магомед Толбоев, - за счёт огромной народной популярности МАКС сам себя содержит. Раз в два года Авиасалон зарабатывает порядка 100 миллионов рублей – за счет арендной платы и стоимости входных билетов. Этих денег хватает на зарплаты сотрудников, поддержание и развитие инфраструктуры, подготовку следующего авиакосмического салона.
Признаюсь - у нас не хватает средств, чтобы оборудовать кондиционерами все павильоны. И вот уже третий раз после проведения очередного Авиасалона мы устанавливаем кондиционеры в одном из павильонов.
Однако иностранные специалисты и посетители с огромным удовольствием приезжают на МАКС ради наведения деловых связей и красочной летной программы. А это избалованная публика. Ее не затащишь в павильоны, где нет водопровода и канализации.
И, что характерно – мы никогда ни копейки не просили у государства!
Тем не менее, шаг за шагом решили наболевший вопрос транспортной доступности. Было построено новое шоссе, налажена система парковок, в дни проведения МАКС запускаются дополнительные автобусные маршруты и электрички.
2427И вдруг – такой поворот событий! Министерство обороны России решило заполучить МАКС! Авиабаза Кубинка, куда министр обороны собирается перенести МАКС, сегодня не готова к приёму масштабного мероприятия. Ведь это – стандартный военный аэродром с полосой 2500 метров. Он входил в систему ПВО Москвы и рассчитан на полёты истребительной авиации. Специалисты утверждают, что аэродром мало приспособлен для приёма тяжёлой авиационной техники. После посадки транспортного Ил-76 с максимальным грузом требуется до 6 часов, чтобы «успокоилось» бетонное покрытие взлётно-посадочной полосы. Вывод один – нужно строить и строить: взлетно-посадочную полосу, шале, трибуны, павильоны, площади под статическую экспозицию. И значит – тратить многие миллиарды рублей. И это в столь сложный период для отечественной экономики!
– Как Вы планируете изменить ситуацию, чтобы сохранить МАКС, Магомед Омарович?
– На открытие МАКС-2017 приедет президент России Владимир Путин. Я обязательно найду возможность прорваться к нему и побеседовать три минуты. Этого времени мне будет достаточно, чтобы убедить Владимира Владимировича!
Нельзя убирать МАКС из Жуковского! МАКС – это духовный стержень русской авиации. И Жуковский после потери МАКСа превратится в обычный торговый провинциальный городок. А ведь это – город гордых, умных и интеллигентных людей, цвета нации. Это город, который даже бандиты из лихих 90-х годов пощадили из уважения к науке и его создателям!
2477Жуковский буквально дышит авиацией! Достаточно почитать названия его улиц, площадей и проспектов: Туполева, Гарнаева, Громова, Амет-Хан Султана, Чкалова, Станкявичуса, Гастелло…
Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить за огромную поддержку Главнокомандующего Воздушно-космическими силами Российской Федерации генерал-полковника Виктора Бондарева. Жаль, что он вскоре покидает свой пост. Но летчики и авиастроители будут еще долгое время вспоминать его добрые дела.
– Магомед Омарович! Во время нашей предварительной беседы перед интервью Вы не раз упоминали интересное выражение «шестая колонна»…
– Про пятую колонну все знают. Это противники в нашем тылу. А шестая гораздо хуже. Они улыбаются, делают умный вид и в то же время подтачивают доверие к президенту и его команде. Они предают президента ради своих корыстных интересов. Они не могут насытиться. У океана есть берега, у жадности – нет! Поэтому процветает торговля с откатами, а промышленность ползёт как черепаха. Я не раз спрашивал у министра торговли и промышленности Дениса Мантурова: «Где ваш хвалёный «Суперджет», ради которого Вы с тогдашним президентом «Объединенной авиастроительной корпорации» Михаилом Погосяном погубили Ил-96, Ту-334, Ил-114 и другие перспективные проекты? Где тот прорыв в авиастроении, что вы обещали, проталкивая этот самолёт, больше половины которого делается за рубежом? Где замена Ан-2? Где двигатели ПД-14 и НК-93? Эти двигатели были созданы ещё в 80-х годах прошлого века, но Вы и их запороли.
Скажу откровенно – ничего нового и перспективного показать народу Мантуров не может.
Это и есть шестая колонна в команде президента.
2479– Магомед Омарович, с Вашего позволения, отойдем от печальной темы и поговорим о том, чем мы можем гордиться. МАКС-2017 будет знаменателен тем, что на нем появятся новые летательные аппараты? Ведь многие мечтают увидеть воочию среднемагистральный пассажирский самолет МС-21 и перспективный многоцелевой вертолёт Ка-62.
– Ка-62 сейчас проходит лётные испытания. Вполне возможно, что он появится на МАКС. А вот МС-21 – навряд ли. Рановато появляться на Авиасалоне после пяти пробных полетов. Хотя увидеть первый новый русский авиалайнер МС-21, выпущенный после 1966 года взамен легендарного Ту-154, хотелось бы всем поклонникам русской авиации. А вот самолёт Т-50 впервые выполнит на МАКС-2017 полный боевой пилотаж.
– Магомед Омарович, в этом году Авиасалон отмечает 25 лет. Он оставил заметный след в истории отечественной авиации. С какими показателями подходит МАКС к юбилейному рубежу? Не уменьшилось ли количество участников? Сколько ожидаете гостей?
– Выставочные площади Авиасалона заняты практически полностью. В МАКС-2017 принимают участие более 770 компаний, представляющих 30 стран мира.
2505Своё мастерство покажут восемь пилотажных групп. Кстати, вот недавно прибыла Национальная пилотажная группа Объединенных Арабских Эмиратов «Fursan Al Emarat». Характерно, что название пилотажной группы переводится как «рыцари» и отражает стремление к высоким достижениям. Группа выполняет полеты на семи самолетах Aermacchi MB-339.
Естественно, порадуют нас авиационные группы высшего пилотажа »Русские витязи», «Стрижи», «Соколы России» и другие. Всего в лётной программе будет задействовано 84 воздушных судна. 116 летательных аппаратов будут демонстрироваться на статической стоянке. Так что от всей души приглашаю коллектив редакции журнала, всех читателей и почитателей русской авиации посетить МАКС-2017! В 2001 году Авиасалон посетило рекордное количество посетителей – более 600 тысяч человек. И я верю, что в этом году рекорд будет побит, так как люди придут поддержать МАКС в трудные времена!

Сергей РЯБОВ