it metall2021

energy forum21

infoforum2022

icci21

rus-serb22

strazh2022

gnu2022

compozit2022

polyuretan2022

svyaz2022

eltrans2022

helirussia22

gaznefttech22

kadex2022

Прорывные проекты ВИАМ

viam04Как неоднократно доказывала история - без новых материалов невозможно представить себе дальнейшее успешное развитие человеческой цивилизации. Стремительный технологический скачок ХХ века во многом обусловлен именно созданием материалов, которые впоследствии дали жизнь авиакосмической отрасли, атомной и электронной промышленности, а также импульс развитию машиностроения, медицины, науки и многих других важнейших направлений. 
Ведущим отечественным научным центром в области материаловедения является Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ).

За более чем 80-летнюю историю в институте созданы материалы с характеристиками, обеспечивающими реализацию самых смелых замыслов конструкторов. ВИАМ в творческом содружестве с АН СССР, а в последующем - РАН, отраслевыми КБ, институтами и заводами разработал 2.658 марок конструкционных и функциональных материалов, более 3500 оригинальных и прорывных технологий.
Достижения института сделали реальностью легендарные изделия авиационно-космической техники − штурмовик Ил-2, истребители МиГ-17, ударно-разведывательный самолёт Т-4 «Сотка», тяжёлый транспортный самолёт Ан-225 «Мрия», космический челнок «Буран», двигатель АЛ-31Ф с изменяющимся вектором тяги, сверхзвуковые самолёты Ту-144, Ту-160 и др.
ВИАМ разработал высокопрочные алюминиевые сплавы для современных самолетов Ту-204, Ту-334, Бе-200, МС-21, SSJ, Т-50, Як-130, Ил-96−300. Монокристаллические сплавы, а также технология и оборудование для литья турбинных лопаток, позволили создать двигатели для МиГ-29, Су-27, МиГ-31, Су-30, Ил-86, Ту-204, Ан-70.
Вместе с тем ВИАМ разрабатывает и производит для авиационной промышленности неметаллические, полимерные и композиционные материалы.viam02
Примечательно, что первый в мире композиционный материал создан именно в ВИАМе профессором Я.Д. Аврасиным еще в конце 1930-х. Он взял различные слои шпона карельской березы, уложил их на соответствующий органический клей, тоже разработанный в ВИАМе, и получил дельта-древесину, которую тогда использовали при строительстве самолетов. Идея разработки и применения полимерных композиционных материалов родилась тоже в ВИАМе по предложению начальника института член-корреспондента АН СССР А.Т. Туманова.
В институте работали многие выдающиеся ученые: Сергей Кишкин, Иосиф Фридляндер, Андрей Бочвар, Иван Сидорин, Николай Скляров, Георгий Акимов, Рубен Амбарцумян, Радий Шалин, Сергей Глазунов, Самуил Бокштейн и другие.
С 1996 г. ВИАМ возглавляет академик РАН, доктор технических наук, профессор Е.Н. Каблов, внесший большой вклад в материаловедение и сумевший сохранить ВИАМ в тяжелейшие «девяностые». Более того, он предложил новую стратегию развития института, которая принесла свои плоды. Как следствие – сегодня ВИАМ занимает лидирующие позиции в отечественной науке и экономике, широко известен за рубежом.

viam01ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Евгений Николаевич КАБЛОВ,
генеральный директор ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ
Родился 14 февраля 1952 г. в Теньгушевском районе Мордовской АССР. Закончил МАТИ им. К.Э. Циолковского (1974 г.). В октябре 1974 г. поступил на работу в ВИАМ, где защитил кандидатскую (1983 г.) и докторскую (1995 г.) диссертации, профессор (1996 г.). Член-корреспондент РАН (1997 г.), академик РАН (2006 г.). С 1996 года по настоящее время - генеральный директор ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ.
Лауреат Государственной премии СССР (1987 г.), премии им. П.П. Аносова Президиума РАН (1996 г.) в области «материаловедения конструкторских сплавов нового поколения на основе интерметаллических соединений», Государственной премии РФ (1999), премий Правительства РФ (2002, 2011 гг.). Награжден Золотой медалью РАН им. Д.К. Чернова за совокупность работ «Жаропрочные сплавы, технология получения монокристаллических лопаток с защитными покрытиями для авиационных, силовых и энергетических газотурбинных установок» (2009 г.).
Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, орденом Почёта, Почётной грамотой Президента РФ, медалями.
Член Совета при Президенте РФ по науке и образованию, член попечительского совета Фонда перспективных исследований, член Президиума РАН, президент Ассоциации государственных научных центров РФ.viam03
Во многом подъему института на новую высоту способствовало поэтапное создание 20 малотоннажных производств и оснащение их высокотехнологичным оборудованием, в том числе разработанным по техзаданию института. Как итог - чистая прибыль ВИАМа сегодня составляет порядка 300 млн. рублей в год. И направляются эти средства на дальнейшее развитие института и проведение исследований.
Многолетняя отечественная и зарубежная практика показывает, что более 80% инновационных, прорывных разработок в ведущих отраслях промышленности и других секторах экономики базируется на внедрении новых материалов и технологий.
В качестве базы для решения этой сложнейшей задачи ВИАМом были созданы «Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года», которые определяют направления развития материалов практически для всех отраслей отечественной промышленности. При этом в документе оценены перспективы создания изделий, предусмотренных стратегиями Объединенной авиастроительной корпорации, корпорации «Вертолеты России», Объединенной двигательной корпорации, Объединенной судостроительной компании, «Росатома», «Роскосмоса», РЖД и других. Кроме того, были учтены результаты работы РАН, государственных научных центров, ведущих отраслевых институтов и вузов. Всего в разработке документа приняли участие более ста экспертов из 80 организаций, которые досконально изучили его и дали соответствующее экспертное заключение. viam06В ВИАМе решена острейшая для ОПК России проблема кадрового потенциала. Так, в середине 90-х средний возраст сотрудников превышал 61 год, а сейчас это показатель – около 44 лет, причем кадровый состав был обновлен примерно на 80 процентов.
Это стало возможным благодаря тому, что успешно претворяется в жизнь политика преемственности и передачи опыта, обновляется производственный и исследовательский парк, созданы условия для научного и кадрового роста, обеспечивается высокий уровень социальной защищенности и заработной платы. И что важно – сотрудники ВИАМ чувствуют, что их труд востребован не только институтом, но и государством. Кроме того, в ВИАМ успешно действует схема «школа — вуз — аспирантура — защита кандидатской диссертации — защита докторской», активно работает Совет молодых ученых и специалистов, осуществляются различные схемы социальной поддержки молодежи.
Сегодня ВИАМ готов предложить отечественной промышленности ряд интереснейших разработок, которые могут не только повысить безопасность полетов и комфорт пассажиров, но и принести значительные экономические дивиденды.
Ведь именно высокие технологии, а не природные богатства должны стать не только главным экономическим двигателем России, но и цементирующей базой российского общества, гарантом обеспечения социальной стабильности.

НАША СПРАВКАviam05

Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) имеет статус Государственного научного центра Российской Федерации. ВИАМ – ведущая научно-исследовательская организация оборонно-промышленного комплекса, включающая 36 научно-исследовательских лабораторий, испытательный центр, экспериментальную базу и филиалы: Геленджикский центр климатических испытаний ВИАМ им. Г.В. Акимова, Воскресенский экспериментально-технологический центр по специальным материалам, Ульяновский научно-технологический центр.
Институт выполняет заказы на разработку и поставку широкой номенклатуры металлических и неметаллических материалов, покрытий, технологических процессов и оборудования, методов защиты от коррозии, а также средств контроля исходных продуктов, полуфабрикатов и изделий на их основе. ВИАМ реализует свои разработки для решения задач в аива- и машиностроении, космической отрасли, энергетике, строительстве, медицине и других сферах. Институт выполняет весь цикл работ: от фундаментальных, прикладных исследований до разработки материала, технологии, оборудования, подготовки нормативной документации и организации малотоннажного производства.

Екатерина ВАТУЛЯН
Публикация подготовлена по материалам,
предоставленным пресс-службой ВИАМ.
Фото Александра КРИВУШИНА.