impc2017

vietnam expo2018

metrolexpo2018

eltrans2018

gaz neft2018

rospromforum2018

compozit expo2018

polyuretan2018

infoforum2018

vietnam2017

pptopk2017

trans ros2017

pta ural2017

inst razvit2017

mmif2017

con car2017

asw2017

mm ural2017

bezop crym2017

neft gaz2017

metall-expo2017

lider pro2017

prom russia2017

cryo expo2017

pta moscow2017

stroy expo crim2017

power electro2017

ekonom opk2017

 

«Технология» - новый вектор развития

texnologia2Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» им. А. Г. Ромашина известно благодаря своим достижениям в области разработки и выпуска изделий из композитов, стекла и керамики для нужд аэрокосмической отрасли. Здесь уже много десятилетий успешно занимается разработкой технологий, серийным производством и поставкой высокотехнологичной, наукоемкой продукции именно для авиационной и ракетно-космической техники.
Начало этим работам положено еще в 70-е годы прошлого века, когда предприятие поставляло изделия из композитов для автоматической межпланетной станции «Венера». Это был действительно высочайший уровень - создать комплектующие для первого в истории человечества аппарата, достигшего поверхности дальней планеты. Однако по-настоящему определила специализацию предприятия кооперация по созданию многоразового пилотируемого космического корабля «Буран». О степени задействованности «Технологии» в уникальном проекте говорит такой показатель: из 100 тонн сухой массы корабля десятая часть была произведена именно в её цехах и лабораториях.

Потом были и другие знаковые для отечественного авиастроения проекты. Именно в Обнинске получил свои углепластиковые крылья обратной стреловидности знаменитый «Беркут». Уникальный, не только по компоновке, но и по материалам, из которых был создан,  Су-47 стал настоящей летающей лабораторией. Развитие тех революционных для своего времени решений  позволило Российским военно-космическим силам в наши дни получить на вооружение Т-50 – авиационный комплекс, созданный с широким применением композитов, значительно превосходящий по своим характеристикам зарубежные аналоги. Эти же наработки нашли применение при создании композитного хвостового оперения магистрального авиалайнера МС-21. Испытания показали, что прочностные характеристики крупногабаритного изделия более чем в полтора раза превышают существующие требования.
texnologia1Именно это «перетекание», отработанных на экспериментальных проектах, технологий и является отличительной чертой предприятия. Сочетание мощного научного комплекса, занятого прикладными исследованиями, и развитой производственной составляющей, даёт возможность  организовать серийный выпуск собственных уникальных разработок. Еще одним примером эффективности такого подхода можно с полным правом считать создание электрообогреваемого органического триплекса для российского вертолёта Ка-62, дающего возможность эксплуатировать машину в условиях крайнего Севера. Решение, основанное на опыте создания металлооптических покрытий, позволило изготовить остекление с уникальными свойствами, значительно расширившего географию применения винтокрылой машины.
Сегодня на предприятии ведутся работы со следующим поколением органического стекла - оптическим поликарбонатом. Сдвижная часть фонаря самолёта из этого перспективного материала была продемонстрирована на Гидроавиасалоне в Геленджике. Каждый желающий мог попытаться разбить её молотком. Изделие без ущерба выдержало трёхдневное испытание на прочность и выносливость. К настоящему моменту возможности научно-производственного комплекса, специализирующегося на разработке и серийном выпуске изделий конструкционной оптики, вышли на качественно новый уровень благодаря созданию на базе «Технологии» «Национального центра конструкционной оптики». Центр объединил ресурсы ОНПП «Технология» и НИТС (Научно-исследовательский институт технического стекла), являющегося разработчиком авиационного остекления для всех отечественных самолетов, созданных в последние 60 лет.
texnologia3Несмотря на значимые достижения в создании наукоёмкой продукции для самолето- и ракетостроения, в последнее время именно вертолетостроение стало здесь одним из приоритетных направлений. Ставшая в прошлом году членом Ассоциации вертолетной индустрии России «Технология» уже выпускает широкий ассортимент продукции из полимерных композиционных материалов и конструкционной оптики для вертолётной индустрии. В номенклатуре изделий почти три десятка видов продукции различного назначения. Это панели интерьера, различные виды остекления, клеевые пленки и ряд иных позиций.  Однако для предприятия большой интерес представляет расширение присутствия на этом рынке. Так, в ходе состоявшейся в этом году встрече с представителями холдинга «Вертолёты России», обсуждалась возможность участия «Технологии» в работе по переоснащению существующего вертолетного парка и совместная с холдингом деятельность в области производства и технического обслуживания композитных конструкций для существующих и перспективных винтокрылых машин.
«Расширение присутствия в вертолётостроении для нас новый драйвер роста. То перспективное направление, которое позволит сполна реализовать имеющийся потенциал. Развить его и вывести не только нас, но и саму отрасль на новый уровень. Собственная научная школа, возможности Национального центра конструкционной оптики, коллектив профессионалов, способный воплотить в стекло, керамику или композит самую передовую идею даёт нам практически безграничные возможности. Не забывайте – наступает «карбоновый век», увеличение доли композитов в вертолетостроении будет неуклонно расти, а на этом поле у обнинской «Технологии» неоспоримые преимущества», - прокомментировал генеральный директор ОНПП «Технология» им. А. Г. Ромашина Андрей Силкин.

Сергей СТАРШИНОВ