lespromprofi2019

miningmet2019

sanavia2019

smartagro19

slav mef2019

interpol2019

personal2019

lider zakup19

power el2019

met expo2019

oilterminal2019

er-vietnam

prio2019

rus robot2019

oil gaz2019

tr week2019

yamalneftegaz2019

ea food2019

arktika2019

uzbuild2020

cub expo2020

rosprom2020

metcon2020

litmash2020

Точный расчет фирмы «Гефест и Т»

gefest01С чего начинался МАКС-2013? С ЗАО «Гефест и Т»! Участники и посетители, заходя на территорию Авиасалона, в первую очередь видели шале этой фирмы. И этот факт весьма символичен. Разработчик специализированной вычислительной подсистемы СВП-24 «Гефест», спасшей жизнь не одному экипажу фронтового бомбардировщика СУ-24 М, как никто другой, достоин чести открывать экспозицию Международного авиакосмического салона.

Наша справка
Фирма «Гефест и Т» занимается разработкой и производством технических средств обеспечения и совершенствования эксплуатации летательных аппаратов военного назначения; автоматизированных систем управления верхнего уровня; систем отображения информации, вычислительных систем; систем информационного обмена и программного обеспечения, обеспечивающих выполнение задач навигации, управления полетом, прицеливания и применения оружия; бортовых устройств регистрации параметров; бортовых автоматизированных систем контроля; наземных автоматизированных средств подготовки полетных данных, обработки полетной информации и эксплуатационного контроля; комплексных и специальных средств подготовки авиаспециалистов.

Как отмечал еще до открытия МАКС-2013 генеральный директор фирмы Александр Панин: «Новая подсистемаgefest02 позволяет наносить точечные бомбовые удары в сложных метеоусловиях по наземным целям. Она состоит из комплекса бортового оборудования и наземного автоматизированного комплекса подготовки и контроля полетных заданий, связанных единым специальным программным обеспечением. В СВП-24 реализована комплексная обработка информации с учетом большого количества факторов, влияющих на точность навигации и боевого применения, особенно - при маневрировании самолета, высокая производительность и надежность оборудования, а также использование электронной карты местности.
Кроме того, экипаж Су-24М получил возможность автоматизированного обмена данными с другими самолетами, а наземный пункт управления – возможности  автоматизированного управления, включая перенацеливание ударных групп в реальном масштабе времени».
С октября 2008 года совместным решением Главного командования ВВС, управлением заказов и поставок авиатехники и вооружения ОАО «Туполев» и ЗАО «Гефест и Т» проведена модернизация оборудования самолета Ту-22М3 по технологии самолета Су-24М путем модификации СВП-24. Этот самолет за короткий срок достиг таких же показателей, как и Су-24М с СВП-24, и принял участие в оперативно-стратегических учениях «Запад-2009».
Вскоре после завершения работы МАКС-2013, когда пришло время подводить итоги, я встретился с генеральным директором ЗАО «Гефест и Т» Александром Паниным.
- Боевая эффективность СВП-24 оценивалась на Кавказе, - так начал беседу Александр Николаевич, - И это была, прежде всего, оценка видов взаимодействия родов войск и нанесения точечных ударов в реальном масштабе времени.
Для этого взаимодействия в рамках модернизации авиации мы придумали подход, который, на наш взгляд, позволял сухопутному офицеру в окопе и лейтенанту-летчику в кабине самолета взаимодействовать посредством формальных поступков.
gefest03Здесь нелишне вспомнить слова нашего классика, прославленного полководца Александра Васильевича Суворова: «Тяжело в учении – легко в бою». На сегодняшний день организация межвидового боя оставляет желать лучшего. Пехота, танки и самолеты в реальном бою должны успешно взаимодействовать. А в мирное время обеспечить проведение учебного межвидового боя весьма сложно и дорого. И поэтому, как правило, его организация недостаточно обеспечивается. Поэтому, когда начинается реальный бой, возникает много проблем по межвидовому взаимодействию, что может привести к поражению своих войск.
Командовать самолетом пехотный офицер не обучен. И юридического права на то не имеет. Поэтому во время боевых действий в состав сухопутных подразделений направляется авиационный специалист. Ему сухопутный командир сообщает, что надо поразить такую-то цель, то есть - работает через посредника. И тут возникает человеческий фактор, ставший притчей во языцех.
Поэтому нами и была придумана система, которая позволяет сухопутному лейтенанту давать автоматизированное целеуказание,  используя наземный вычислитель и радиостанцию через бортовые вычислители на прицельные устройства экипажа в кабине самолета. И теперь не надо отправлять в каждое подразделение специально обученного авианаводчика.
 Кроме того, СВП-24 расширяет спектр доступных летчикам тактических приемов при поиске цели, выходе на цель, прицеливании и нанесении воздушных ударов. Использование нового прицельно-навигационного комплекса позволяет производить бомбометание со свободного маневра, не входя в зону поражения средств вражеской объектовой ПВО. В ходе боевого применения СВП-24 «Гефест» подтвердил все заявленные параметры. В частности, точность нанесения авиаударов Су-24М и Ту-22М3, а также надежность функционирования прицельно-навигационного комплекса СВП-24 удалось улучшить более чем в 3 раза.
- Александр Николаевич, пользуясь случаем, хотел бы упомянуть такой факт. Общаясь с боевыми пилотами в шале Почетного президента МАКС Магомеда Толбоева, я не раз слышал прекрасные отзывы о СВП-24 «Гефест».
- Морально нам это приятно, а материально – убыточно, - грустно улыбается собеседник.
- Как начиналась история создания СВП-24?
- Я по образованию авиационный вооруженец. Заканчивал 7 факультет МАИ. И когда в советский период полным ходомgefest04 шла разработка нового авиационного вооружения, нам поставили задачу – изготовить средства для борьбы с аэростатами. Аэростаты - дешевая вещь и тратить на них дорогие управляемые ракеты нецелесообразно. Ведь средства поражения должны быть соизмеримы по стоимости с объектом поражения. И тогда была поставлена задача стрелять по аэростатам из авиационных пушек далеко и точно. В процессе этих изысканий появилась необходимость создания системы, отличающейся от той, которая существовала. Были наработаны определенные понятия о том, что нужно применять неуправляемое оружие по адаптивным принципам. Результаты получились весьма неплохие.
Но затем актуальность этих проблем закончилась, так как прекратил свое существование Советский Союз. И встала задача – или куда-то уходить или продолжать работу.
- И какое решение Вы приняли?
- В 1992-м году было модно создавать предприятия. И на базе Экспериментального машиностроительного завода имени В.М.Мясищева, где прежде работали, мы создали закрытое акционерное общество «Гефест и Т». Напомню, что Гефест – это древнегреческий бог огня, покровитель кузнечного ремесла. А «Т» – это точность.
Наработки в те годы, как сейчас модно говорить, были крутые. Завод всерьез занимался космическими программами, в частности – орбитальным кораблем-космопланом «Буран». Специалисты получали мощную современную технику, соответствующие программы, математическое обеспечение. И мы стали продолжать наработки, которые на тот момент состоялись.
Одним из направлений нашей деятельности был объективный контроль. Структура наших систем обеспечивалась по всему Советскому Союзу. Прибалтика отделилась от нас. А там были основные изготовители. И предприятию было поручено создавать систему на базе нашего задела – систему объективного контроля.
В то время и были разработаны основные принципы адаптивной системы применения и управления оружием. Мы продолжали работать с министерством обороны, которое давало небольшие заказы.
А затем нашему предприятию было поручено модернизировать бортовое и наземное оборудование СУ-24. И в процессе этой работы мы поняли, что причина болезни не та, что предполагалась. Проблема в том, чтобы применять неуправляемое оружие надо знать начальные условия применения. А это в силу разных причин не обеспечивалось. И мы пошли по пути решения этих проблем. В результате получили новые боевые возможности СУ-24 М, которые расширили область применения и возможных атак, включая свободное маневрирование, и обеспечили точность применения неуправляемого оружия также, как и управляемого.
gefest05Решение этих задач летчикам понравилось. Мы технически модернизировали самолет, а юридически – установили на него новое изделие. И самолет заиграл совсем по-другому.
Если вспомнить про денежный эквивалент – стоимость этих комплексов составляет много-много миллионов. Оборудование самолета СУ-24М, который мы модернизировали путем создания новой технологии, по точностным характеристикам превышает новые самолеты, которые создаются сегодня.
- На сегодняшний день все самолеты СУ-24 М в ВВС России оснащены комплексом СВП-24?
- Не все, но в рамках того, что запланировано по госзаказу, мы выполнили. Отмечу, что есть у нас потребитель, который должен определять, что ему необходимо, и есть аппарат, который сопровождает бюджет. У них интересы никогда не сходятся. Как следствие – мы в интересах потребителей тоже не попадаем в интересы заказчика.
- Какая, на Ваш взгляд, самая большая проблема в отрасли?
- Финансирование у нас ствольное. Каждый заказчик борется за свои интересы. Мы конструкторов перестали создавать, менеджеров создаем. А у менеджера проблема одна – цена вопроса.   
- Александр Николаевич, совершим еще один небольшой экскурс в историю. С какого года ЗАО «Гефест и Т» участвует в Авиасалоне?
- С 1993 года. Тогда он еще назывался «Мосаэрошоу».
В то время предполагалась модернизация по экспортной поставке СУ-22 М-4. Этих машин у польских ВВС было порядка 120 штук. В те годы и в помине не было разговора о вступлении Польши в НАТО. И поляки предполагали модернизировать эти самолеты. Они поставили задачу провести создание системы объективного контроля.
Стенда у нас тогда не было. Поэтому мы вместе с поляками и участвовали в «Мосаэрошоу».
- И с тех пор предприятие постоянно участвовало в Авиасалоне?
- Кроме одного года – 2011-го.
- Александр Николаевич, чем было примечательно для Вас участие в МАКС-2013?gefest06- Наш стенд, действующий на МАКСе, привлек внимание множества специалистов и посетителей. Люди выстраивались в огромную очередь, чтобы получить возможность потренироваться на моделях СУ-24М и Ту-22М3. Чем хороши эти модели? Тем, что на них можно тренировать не только летный состав. Инженерный состав может проверить на модулях исправность разрабатываемого бортового оборудования.   
Были среди посетителей стенда предприятия и действующие летчики ВВС стран НАТО.
Но особо мне запомнилось то, что 30 августа к нам на стенд пришли два Героя России – Олег Старожук и Владимир Богодухов. Они также испытали модель фронтового бомбардировщика СУ-24М, на котором в свое время вылетали на специальные задания. Отработав несколько минут, пилоты, встав с кресел, с огромным удовольствием дали модели высочайшую оценку!

P.S. 3 октября генеральному директору ЗАО «Гефест и Т» Александру Панину исполнилось 65 лет. Коллектив предприятия и редакция журнала «Инженер и промышленник сегодня» от всей души поздравляют Александра Николаевича с прекрасным юбилеем и желают ему светлого счастья, крепкого здоровья, неиссякаемого оптимизма и великих успехов в почетном труде на благо укрепления обороноспособности Отечества!

Сергей РЯБОВ