compozit2024

info space2024

go digital2024

gnu2024

iip2024

kmu 2024

goszakaz2024

helirus2024

ctt expo2024

vphr2024

rosmold plast2024

eltrans2024

army2024

sp tr expo2023

Реализация интенсивной формы обучения

01Созданием тренажёров железнодорожной техники наше предприятие занимается с 2007 года. За это время на сеть ОАО «РЖД» поставлено более 190 единиц тренажёрных комплексов следующих моделей: ЭП1М, 2ТЭ116, 2ТЭ116У, ВЛ80С, ЧМЭ3, DUOMATIC 09-32, МПТ, пригородных электропоездов ЭД-9М, ЭД-4М и дизель поезда РА2.
Наиболее полно разработаны и поставлены на сеть тренажёрные комплексы ЭД-9М и ЭД-4М - они включают в себя тренажёр ведения поезда, тренажёр устранения неисправностей и тренажёр для ремонтных служб ИАТР. Все тренажеры объединены в единую сеть и могут работать совместно. Также для депо, эксплуатирующих эти подвижные составы, разработаны классы для группового обучения. Программное обеспечение тренажёрных комплексов позволяет объединить разные тренажёры в единую сеть и создать виртуальную железную дорогу. Особенно это может быть интересно для многопрофильных учебных заведений, где можно в режиме реального времени ознакомиться с работой всех дорожных служб.

При создании программного обеспечения для тренажерных комплексов было принято решение идти по пути создания математических моделей всех процессов, происходящих при ведении поезда. Это позволило максимально точно воспроизводить все условия, соответствующие реальной поездке. Например, в тренажере имеется возможность выбора не только времени суток, времени года, интенсивности осадков, но и предусмотрена возможность выбора температуры окружающего воздуха. Программа тренажера, в этом случае, сама изменит коэффициент сцепления колеса с рельсом. Также изменятся условия видимости сигналов, вдобавок ко всему, изменится работа тормозов поезда, особенно - в условиях низких температур.
07За действиями машинистов работающих на тренажере, можно наблюдать  не только с пульта инструктора, но и непосредственно из учебной аудитории, с помощью нескольких видеокамер. Также на экран, расположенный в учебном кабинете, выводятся параметры работы подвижного состава, изображение путевой обстановки, которую видит машинист за пультом тренажера. Все это в комплексе обеспечивает реализацию интенсивной формы обучения, когда учащиеся во время теоретической части урока могут видеть и анализировать под руководством преподавателя реальные действия своих коллег, выполняющих условную поездку на тренажере.
Непрерывный звуковой и видеоконтроль за действиями обучаемого со стороны инструктора дает обширную и достоверную информацию для объективной оценки качества выполняемой учебной поездки. Инструктор позволяет оперативно информировать обучаемого об ошибках, а также позволяет осуществлять последующий количественный и качественный анализ допущенных ошибок и выявлять причины их возникновения.
Воспроизведение информации, записанной в процессе учебной поездки на тренажере, позволяет преподавателю или инструктору при разборе проанализировать работу машиниста, указать на конкретные ошибки, отметить наиболее точные и верные действия в различных ситуациях, продемонстрировать при необходимости наиболее оптимальные действия других обучаемых при аналогичных ситуациях.
Сохраняемая база позволяет использовать накопленную информацию учебно-тренировочных поездок в качестве наглядного обеспечения соответствующих тем занятий, при проведении теоретического обучения с другими учащимися.
В настоящее время предприятием разрабатываются тренажёры для машинистов и операторов путевых машин.

Александр ЕРМОЛАЕВ,
технический директор
ООО «РусТехРесурс»

030405

020607